г. Москва (работаем по всей России)
филиалы в Москве, Саратове и Новосибирске
+7 (495) 260-11-47
пн-пт. с 9:00 до 18:00
ВОЙТИ В СДО
НАЗАД

РАССЛЕДОВАНИЕ ДТП С УЧАСТИЕМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ

9 апреля 2021 | Просмотров 2164

Эксперт SRG-ECO Артем Борисов рассказал редакции журнала «Охрана труда и пожарная безопасность», как расследовать дорожно-транспортное-происшествие (ДТП) с участием автомобиля компании.

Артем Борисов

руководитель проектов SRG-ECO

Основные тезисы

  • Внутреннее служебное расследование аварии: что важно сделать до его начала
  • Зоны ответственности в ходе расследования
  • Обязательная информация в акте служебного расследования ДТП

Если автомобиль организации попал в дорожно-транспортное происшествие (далее — ДТП), то, независимо от формы собственности, необходимо провести внутреннее служебное расследование аварии.

Цель процедуры

— выявление причин и разработка
мероприятий для предотвращения подобных происшествий в будущем.

Данное требование закреплено законодательно.

  1. Необходимость анализа ДТП и определение причин происшествия установлены Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ (далее — Закон № 196-ФЗ).
  2. Методика проведения расследования аварии со служебным автомобилем определена приказом Минавто транса РСФСР «Об утверждении Положения о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий» от 26 апреля 1990 года № 49. Но перед началом анализа следует пройти ряд предшествующих этапов.

Водитель должен незамедлительно сообщить об аварии в органы внутренних дел и вызвать сотрудников ГИБДД на место происшествия. После чего сразу же следует сообщить о случившемся в организацию — специалисту, ответственному за безопасность дорожного движения (далее — БДД), или руководителю.

Зона ответственности

Безусловно, за все события внутри организации ответственен руководитель. Однако в статье 20 Закона № 196-ФЗ установлено, что если в структуре организации есть транспортные средства (далее — ТС), то в штате должен быть специалист по безопасности дорожного движения.

А расследование ДТП с ТС компании, в том числе и поиск причин, оформление результатов проверки и проведение профилактических мероприятий — прямые обязанности специалиста БДД.

Сроки расследования

Проведение внутренней проверки ДТП строго ограничено временными рамками. Для всех аварий установлен единый срок проведения анализа — пять календарных дней. Таким образом, даже если происшествие кажется несерьезным, сроки изменить не получится.

Начало расследования

Первый этап расследования — утверждение приказа о создании комиссии по расследованию ДТП. Документ составляется руководителем организации, чье ТС оказалось участником аварии.

Комиссия состоит минимум из трех человек, ее председателем назначается сам руководитель организации или один из его заместителей.

Членами комиссии могут стать сотрудники HR-отдела, бухгалтеры, работники технических подразделений. Особенно важно присутствие специалиста, ответственного за охрану и безопасность труда. При наличии специалиста по БДД желательно его включить в состав комиссии.

Непосредственный руководитель сотрудника, попавшего в ДТП, в ко-
миссию не включается — это гарант объективности результатов

Сбор данных

Для получения полных сведений об аварии не обойтись без выезда
на место происшествия. Туда отправляется специалист по БДД, если он есть в штате, или любой другой сотрудник, назначенный руководителем

Специалист проводит детальный осмотр места ДТП и фиксирует в письменной форме полученные сведения:

  • дата и время происшествия;
  • описание места аварии с учетом погодных условий;
  • сведения о попавших в аварию ТС с указанием госномеров;
  • количество пострадавших и полученные травмы;
  • цель поездки и перевозимый груз (при наличии);
  • физическое состояние водителя;
  • рабочий час сотрудника — по графику;
  • обстоятельства аварии;
  • классификация происшествия.

Для полноты данных необходимо запечатлеть место аварии на фото и видео, важно все — следы на дороге, характер повреждений, расположение машин и так далее.

Расследование

Когда все возможные сведения о ДТП собраны, можно переходить к основному этапу — расследованию. Участники комиссии проводят детальный анализ полученной информации.

Цель процедуры — не только установление причин происшествия, но и:

  • определение правильности действий сотрудника с позиции правил дорожного движения  (ПДД);
  • оценка обстоятельств и всех факторов, которые могли повлиять на возникновение происшествия;
  • выявление ошибок со стороны компании;
  • разработка мероприятий для минимизации риска возникновения повторных ситуаций.

Если в ходе проверки медработники установят, что во время аварии водитель был в состоянии алкогольного опьянения, комиссия еще должна будет найти тех, кто допустил нетрезвого водителя к выполнению обязанностей.

Чтобы достичь всех поставленных целей нужно ответить на ряд вопросов:

  • Водитель соблюдал внутренние правила перевозок и ПДД?
  • Было ли отклонение от установленного маршрута? 
  • Как происходит отбор персонала на должность водителей?
  • Как осуществляется обучение работников и повышение квалификации?
  • Какое было состояние ТС перед выездом на рейс?
  • Могли ли погодные условия оказать влияние на исход событий?
  • И так далее.

Таким образом, в ходе анализа произошедшей аварии нужно выявить не только виновных, но и сделать все, чтобы предотвратить ДТП с участием служебных автомобилей.

Отчетность по расследованию

Когда члены комиссии сошлись в едином мнении, расследование подходит к завершению: осталось оформить необходимую документацию.

Так, комиссии необходимо составить акт служебного расследования. Форма его оформления не установлена, но примеры заполнения можно найти в интернете или составить документ в произвольной форме — важно отметить следующие моменты:

  • Состав комиссии с ФИО и должностями;
  • Сведения о водителе ТС, попавшего в ДТП; 
  • Техническая характеристика ТС, попавшего в аварию, в том числе — дата последнего техосмотра;
  • Обстоятельства ДТП с описанием внешних факторов.

В конце акта комиссия должна зафиксировать сделанные выводы о расследуемой аварии. Однако, следует отметить, что итоговое решение о виновности принимается судом.

Важно при расследовании сотрудничать с сотрудниками Госавтоинспекции, по возможности проверять корректность изложенных данных и правильность оформления документации со стороны ГИБДД.

К акту нужно приложить и пакет документов:

  • Копия протоколов осмотра ТС и места аварии.
  • Копия схемы ДТП.
  • Перечень пострадавших, погибших в ДТП с указанием полученных
    травм.
  • Объяснение работника и должностных лиц, причастных к ДТП.
  • Справка о проведении корректирующих мероприятий по устранению выявленных причин происшествия.
  • Приказ руководителя с результатами проведенного расследования.

Далее на основе составленного акта оформляется форма учета ДТП установленного образца (приказ Министерства транспорта РФ от 2 апреля 1996 г. № 22) и направляются в территориальное отделение Госавтоинспекции, следственные органы и другие организации, принимающие участие в расследовании. 

Если происшествие случилось в филиале предприятия, необходимо направить копии составленных документов в головной офис компании.

Кроме того, информация о ДТП водителе и выводах комиссии должна быть внесена в журнал учета ДТП.

Кроме того, информация о ДТП водителе и выводах комиссии должна быть внесена в журнал учета ДТП.

Вам доступна полная версия статьи:

Источник: Журнал «Справочник специалиста по охране труда», 03-2021

Мы используем файлы cookie. Пользуясь настоящим веб-сайтом, Вы даете свое согласие на использование файлов cookies. Узнать подробнее