г. Москва (работаем по всей России)
филиалы в Москве, Саратове и Новосибирске
+7 (495) 260-11-47
пн-пт. с 9:00 до 18:00
ВОЙТИ В СДО
НАЗАД

АУДИТ ОХРАНЫ ТРУДА: НАЧНИТЕ С ПРАВИЛЬНОЙ ПОСТАНОВКИ ЦЕЛИ

9 ноября 2021 | Просмотров 1546

В интервью с редакцией журнала «Охрана труда и пожарная безопасность» директор SRG-ECO Игорь Чеботнягин поделился опытом проведения аудита по охране труда, полученным за многие годы работы, и рассказал о важных организационных моментах, которые стоит учесть для получения положительного результата.

Игорь Чеботнягин,

директор SRG-ECO

Когда предприятие прибегает к аудиту по охране труда? Всегда ли только перед проверкой? Или есть предприятия, которые регулярно проводят такой анализ? Предприятия какой численностью обычно к Вам обращаются для проведения аудита?

  • На сегодняшний день аудит по охране труда – очень размытое понятие, которым могут обозначать как проведение проверки базовой документации по охране труда, так и комплексный анализ системы менеджмента охраны труда. В связи с этим при обращении в SRG-ECO за оказанием услуги по проведению аудита охраны труда, первое, что мы выясняем, – цель.

Исходя из практики, можно разделить цели аудита на несколько категорий:

1. Решение существующих проблем в обеспечении безопасных условий труда.

Заказчиками здесь выступают как небольшие компании с численностью до 50 человек, так и крупные отраслевые промышленные предприятия со штатом в тысячи и более человек. К сожалению, довольно часто компании ставят перед собой подобную цель после произошедшего инцидента или серии инцидентов, нередко — со смертельным исходом. В данных случаях клиент хочет видеть конкретные рекомендации, выполнение которых позволит кардинально изменить текущую ситуацию и добиться того, чтобы его сотрудники работали безопасно.

2. Прохождение проверки государственных надзорных органов. 

В данном случае клиент полагает, что ему нужно пройти проверку с минимальными потерями и стремится удовлетворить исключительно требования контролирующих органов.

Если заказчик ставит перед собой подобную цель, то в начале речь идет, как правило, лишь о поверхностном документарном аудите. Большинство таких обращений к нам поступают от небольших предприятий с численностью персонала до 100 человек. 

Подобный подход не подразумевает глубокого анализа, а значит, не может быть достаточно эффективным. Поэтому мы не считаем данный метод оценки объективным и стараемся убедить клиента в необходимости аудита, в том числе и технологических процессов, и не только с точки зрения надзорных органов.

3. Прохождение проверки заказчика (генерального подрядчика) или получение допуска на объект. 

Современная система управления охраной труда (СУОТ) должна включать в себя обязательный раздел – управление безопасностью подрядных работ. Прошли времена, когда считалось, что проблемы травматизма работников подрядчика – проблемы только подрядчика.

Высотные, огневые, земляные работы и иные виды работ повышенной опасности часто выводятся за штат и, конечно, уровень потенциального травматизма там очень высок. Именно поэтому все больше и больше крупных компаний, пользующихся услугами подрядных организаций, уделяют внимание работниками подрядчика не меньше, чем собственным, а то и больше. 

При этом уже перед началом работ компанию-подрядчика ждет серьезная проверка качества ведения документации, уровня подготовки персонала, его обеспеченности средствами индивидуальной защиты и специальным оборудованием. Не все подрядные организации могут обеспечить соблюдение этих требований без проведения аудита.

4. Создание системы управления охраной труда для нового предприятия. 

Недавно созданные малые и средние предприятия, относящиеся к данной категории, обращаются за помощью с целью определения применимых к ним требований охраны труда и дальнейших шагов по созданию эффективной системы управления охраной труда.

5. Проведение периодических внешних аудитов. 

Непрерывное улучшение системы управления производственной безопасностью – залог ее эффективного функционирования. В связи с этим средние и крупные предприятия на регулярной основе организуют проведение внешних аудитов с целью оценки текущего состояния системы менеджмента охраны труда, выявления ее недостатков и определения оптимальных решений по устранению несоответствий.

6. Подготовка к передаче функций по обеспечению функционирования системы управления охраной труда на аутсорсинг.

Перед тем как перейти на полное сопровождение в области охраны труда (аутсорсинг охраны труда), заказчики часто запрашивают аудит охраны труда для того, чтобы понять объем работы, текущее состояние и сформировать детальный план работ. Отмечу, что услугой аудита перед переходом на аутсорсинг пользуются не только малые и средние, но и крупные непроизводственные компании.

Кто обычно инициирует аудит — первое лицо компании или бывают случаи, когда инициатива проведения аудита исходит от руководителя СОТ? 

  • Зависит от величины предприятия. Аудит охраны труда для малого бизнеса происходит, как правило, по запросу собственника, генерального директора или заместителей директоров. Средние и крупные предприятия инициируют аудит через главного инженера, HR-службы или руководителей служб охраны труда. 

Мы фиксируем, что случаи обращений менеджеров по охране труда за проведением аудитов регистрируются все чаще, поскольку они чувствуют потребность в «свежем» взгляде, а также в консультациях по стремительно меняющемуся, особенно, в последнее время, законодательству. 

Нужно сказать, что руководители компаний также готовы поддерживать идею аудитов при существовании штатной службы, так как понимают, что охрана труда слишком широкая сфера и быть экспертом во всех вопросах просто невозможно.

Какова структура аудита? С чего он начинается и чем заканчивается? 

  • Аудит начинается с вводного совещания, на повестке которого находятся более десятка вопросов, среди которых — перечень исходной информации, сроки проведения аудита, ответственные лица со стороны заказчика на каждом этапе аудита, форма итоговых результатов, особые условия, требования технического задания, порядок допуска на объект.

Далее мы запрашиваем исходную информацию, без предварительного анализа которой невозможна инспекционная (выездная) часть аудита. Перечень исходной информации варьируется и зависит от целей, однако среди обязательных сведений можно отметить следующие пункты: описание деятельности и основных процессов предприятия, организационная структура, планы помещений, используемое оборудование, материалы, сырье.

После этого происходит подготовка к инспекционной части аудита, в ходе которой составляется план аудита, разрабатываются чек-листы, определяется перечень документации, которую необходимо будет оценить на выезде.

На инспекционной части аудита эксперты посещают объекты, фиксируют наблюдения, в том числе с помощью средств фото- и видеофиксации, изучают оставшуюся часть документов и проводят интервью с работниками и ответственными лицами.

По результатам предыдущих этапов составляется отчет с перечнем несоответствий и рекомендаций по их устранению.

Заключительный этап предполагает презентацию результатов и ответы на вопросы заказчика (консультационную помощь) по итогам аудита охраны труда.

Как предприятие использует результаты аудита? Есть ли примеры, когда руководитель предприятия кардинально меняет свое отношение к системе управления охраной труда?

  • По итогам аудита мы стремимся разработать детализированные рекомендации, сформировать конкретные решения по ключевым вопросам, несмотря на то что это выходит за рамки стандартного аудита. Более того, в регламентированных аудитах систем менеджмента на соответствие ISO 45001:2018 формировать конкретные решения вообще запрещено. 

Однако мы идем чуть дальше, так как при таком подходе результаты аудита могут быть заложены в основу плана мероприятий по улучшению состояния охраны труда на предприятии.

К сожалению, иногда мы видим, что отчет о результатах аудита убирается в стол и никак не используется. В основном это происходит из-за нежелания менять технологические процессы, организационную структуру, а также инвестировать деньги в охрану труда. 

Есть и положительные примеры. Например, в этом году генеральный директор крупной энергетической компании, основываясь на неудовлетворительных результатах проведенного нами аудита, совмещенного с оценкой профессиональных рисков, принял решение о проведении регулярных обучающих тренингов и стратегических сессий для топ-менеджмента компании по вопросам охраны труда.

Был сделан очень важный вывод о том, что в охрану труда должны быть вовлечены все, начиная с руководителей. В настоящее время в этой компании разрабатывается план по формированию культуры безопасности труда, а также параллельно устраняются несоответствия с высокой степенью риска.

Какие самые распространенные ошибки находит эксперт при проведении аудита?

  • Ошибок и несоответствий очень много: отсутствие оценки профессиональных рисков, производственного контроля за условиями труда, некорректное обучение и проведение инструктажей, недостаток средств индивидуальной защиты (СИЗ), плохая организация выдачи СИЗ и многие другие.

Отмечу, что при проведении аудита мы стремимся выявить коренные причины несоответствий, и поэтому можно выделить две основные проблемы:

1. Отсутствие вовлеченности руководства. 

Отсутствие вовлеченности руководства может проявляться по-разному. Например, в случаях, когда охрана труда рассматривается только как множество документации, которая должна быть корректно заполнена. 

К сожалению, до сих пор во многих компаниях распространен принцип «охрана труда – дело охраны труда». Думаю, что многие сталкивались с ситуацией, когда руководитель отделяет охрану труда от основных процессов бизнеса и говорит: «Мы деньги зарабатываем, а специалист по охране труда должен снять с нас всю головную боль».

Бывают и другие ситуации, когда руководитель изъявляет желание участвовать в процессах охраны труда, сообщает о ее первостепенной роли, а фактически ничего не делает.

Мы считаем, что вне зависимости от величины предприятия все высшие руководители, включая генерального директора, должны тем или иным образом участвовать в ключевых процессах: например, в расследовании инцидентов, инспекционных аудитах, формировании стратегии и целей в области охраны труда, общении с коллективом по вопросам охраны труда и других процессах.

Нужно отметить, что во многом подобные ситуации происходят из-за неверного позиционирования службы охраны труда и слабости специалистов службы. Очень многие наши коллеги жалуются на то, что их не ценят, недостаточно платят, не выделяют средства на мероприятия по охране труда. Однако при этом никаких задач кроме подготовки документов и заполнения журналов они перед собой не ставят. При таком подходе не стоит ждать улучшений.

Мы уверены, что ключ к успеху – умение убеждать, приводить аргументы в пользу важности вопросов охраны труда, заниматься просветительской деятельностью внутри компании.

2. Несовершенство организационной структуры.

Система управления охраной труда – действительно сложная система, включающая в себя более десятка различных процедур, функционирование которых затрагивает абсолютно все службы и подразделения компании. Эффективно распределить права и обязанности в области охраны труда между подразделениями и сотрудниками компании удается крайне редко. 

Мы сталкивались с ситуациями, где неэффективная система закупок сводила на нет все усилия по своевременному обеспечению работников средствами индивидуальной защиты. Частая ошибка – невовлечение линейных руководителей в оценку профессиональных рисков, что приводит в итоге к формализации этой очень полезной процедуры. Отсутствие подчиненности руководителя службы охраны труда первому лицу или лицу, его замещающему – частая практика, которая в большинстве случаев приводит к недостатку финансирования и формальному отношению к вопросам охраны труда.

Чтобы избежать подобных проблем необходимо вовлечь в разработку локальных нормативных актов, описывающих систему управления охраной труда, все службы и подразделения компании. Оптимальная схема взаимодействия должна быть всеми принята, поддержана и утверждена на уровне высшего руководства организации. Это сложная задача, но, не решив ее, рассчитывать на позитивные изменения не стоит.

На основе каких стандартов (методик, методических рекомендаций) проводит аудит Ваша компания?

  • В SRG-ECO разработано несколько собственных методик аудита для разных целей проведения процедуры.

Методики базируются на положениях ГОСТ Р 12.0.008-2009, ГОСТ Р ИСО 19011-2021.

Кроме того, у нас есть в команде сертифицированные аудиторы, имеющие право проводить аудит систем менеджмента на соответствие ISO 45001:2018, поэтому в своей работе мы также опираемся на ГОСТ Р ИСО 45001-2020.

Как руководителю предприятия и руководителю СОТ извлечь максимальную пользу по итогам аудита?

  • В первую очередь, необходимо четко определить цели, задачи аудита и описать их в техническом задании для подрядчика-аудитора. Для этого необходимо ответить на вопрос «что конкретно вы хотите видеть по итогам проведения процедуры?».

Нужно отметить, что самый слабый результат мы получаем, когда заказчик лишь в самых общих чертах представляет себе ценность результатов аудита. 

Во-вторых, крайне важны абсолютная честность при аудите и как можно более детальное погружение аудиторов в специфику предприятия. Нет смысла обманывать аудиторов, выдавать желаемое за действительное, скрывать «плохие» цеха и подразделения, если у вас стоит задача по улучшению состояния условий труда на рабочих местах. Ведь вы и аудиторы находитесь на одной стороне, и в задачи экспертов входит помочь вам разобраться в коренных причинах имеющихся проблем, идентифицировать препятствия, не позволяющие вовлечь работников и линейный менеджмент в вопросы охраны труда. 

В-третьих, необходимо детально разобрать аудиторское заключение и, как ни странно, не пытаться сразу сформировать конкретный план мероприятий. В отчете об аудите могут содержаться сотни мелких и крупных замечаний. Очевидно, что устранить все и сразу невозможно. Некоторые из них, возможно, вообще не следует устранять, исходя из текущих возможностей и степени развития предприятия. В связи с этим мы рекомендуем сначала определить стратегию дальнейших действий, а именно:

  • распределить по приоритетности имеющиеся замечания;
  • разработать детализированные мероприятия по несоответствиям, устранение которых находится в самом высоком приоритете;
  • определить ответственных лиц, сроки и необходимые ресурсы. 

В-четвертых, перед проведением аудита нужно заранее определить и зарезервировать время линейных, функциональных руководителей и топ-менеджеров для участия в процессе аудита, рассмотрении итогов аудита, определении стратегии действия и плана мероприятий, а также непосредственной их реализации. Если этого не сделать, очень высока вероятность того, что результаты аудита «пойдут в корзину».

Как служба охраны труда должна выстраивать свою работу, чтобы по итогам аудита со стороны внешнего эксперта подразделение по охране труда получило одобрение от руководства, а не наоборот?

  • Возможно, прозвучит парадоксально, но я считаю, что главное – не стремиться получить одобрение от руководства по результатам аудита. Сокрытие реальных проблем, стремление получить высокую оценку от руководителя – распространенная причина некачественных аудитов.

Если руководитель службы охраны труда говорит «у нас все хорошо, у нас все есть, я проработал в охране труда более 20 лет, все знаю и вас еще могу научить» – это тревожный звонок.

Практика показывает, что самое удручающее состояние охраны труда и плохие условия для внедрения каких-либо изменений там, где звучат именно такие фразы. И, наоборот, в крупных международных компаниях, являющихся передовыми в вопросах обеспечения производственной безопасности, менеджеры EHS во время аудитов стремятся узнать что-то новое и вскрыть как можно больше проблем, недостатков, несоответствий в собственной работе.

Отмечу, что именно такие специалисты сегодня ценятся на рынке и имеют зарплаты в разы выше среднерыночных. Идеала нет и быть не может, именно поэтому наша профессия будет востребована всегда.


SRG-ECO проводит аудит охраны труда с 2005 года. За это время мы накопили большой опыт в оценке самых разных предприятий, а наши специалисты знакомы со всеми специфическими требованиями к организации охраны труда. Если у вас есть вопросы или необходима консультация, свяжитесь с нами:

  • +7 (495) 260-11-47
  • info@srg-eco.ru
  • или напишите в чате на сайте
Мы используем файлы cookie. Пользуясь настоящим веб-сайтом, Вы даете свое согласие на использование файлов cookies. Узнать подробнее