Оценка профессиональных рисков позволяет выявить опасности и определить степень их влияния на работника, один из результатов процедуры — составление карт профессиональных рисков. Рассказываем, почему это важный документ, действительно ли он необходим и как его составить?
Напомним, что на данный момент обязательность оценки профрисков обозначена в Примерном положении о системе управления охраной труда, утвержденном приказом Минтруда от 29.10.2021 № 776Н.
Кроме того, необходимость проведения оценки профессиональных рисков закреплена и в новой редакции Трудового Кодекса РФ, которая вступает с 1 марта 2022 года.
Таким образом, выполнить эту процедуру обязан каждый руководитель предприятия. В противном случае государственные органы могут применить санкции, в том числе штрафы и приостановку деятельности компании. И, конечно же, при непроведении оценки рисков повышается вероятность наступления несчастного случая, аварии и других происшествий, потому что в любой работе есть свои опасности.
Уровни риска для жизни и здоровья работника как раз детально описываются в картах оценки профессиональных рисков. В них отражаются сведения о технологическом процессе, перечисляются опасные и вредные факторы и многие другие важные данные, которые необходимо знать работнику для безопасного выполнения своих функций.
Таким образом, карты оценки профрисков нужны, чтобы проинформировать каждого работника об условиях труда на конкретном рабочем месте.
Знать о рисках для здоровья и принятых мерах защиты от них – это право работника (ст. 21, 219 ТК).
Обязательно ли делать карты?
В законодательстве нет прямого требования вести карты оценки профрисков, но работодатель обязан создать и поддерживать на предприятии систему управления охраной труда (СУОТ). Инспекторы ГИТ проверяют по чек-листу, есть ли на предприятии Положение о СУОТ. В Положении необходимо указать, в какой форме и в каком порядке информируют работников об условиях труда и уровнях профрисков на их рабочих местах (п. 41 Примерного положения, утв. приказом Минтруда от 29.10.2021 № 776Н).
Чтобы подтвердить факт, что персонал ознакомили с опасностями на их рабочих местах, в документах с результатами оценки профрисков должны стоять реальные подписи работников.
Не запрещен и электронный документооборот, но такой метод требует дополнительных затрат и доступен не многим предприятиям.
Когда нет доказательств, что работника ознакомили, компанию могут оштрафовать по части 1 статьи 5.27 КоАП:
• 30 000 руб. – минимальный штраф, который заплатит работодатель, если не ознакомит работника с результатами оценки профрисков.
Не запрещено ознакомить персонал и с полным отчетом по оценке профрисков и не разрабатывать отдельные карты, однако с практической точки зрения это неудобно. Если проводите процедуру поэтапно, придется постоянно собирать подписи со всех работников, когда вносите изменения в общий отчет.
Чтобы этого избежать, внедряют карты оценки профрисков для каждого рабочего места. Это позволяет избежать повторного сбора подписей работников: его нужно будет провести только в случае, если в карту оценки профрисков для его рабочего места внесли изменения.
Почему карта полезна для работников?
Помимо организационной эффективности, перечень потенциальных опасностей поможет работникам обратить внимание на риски их здоровью, о которых они даже не задумывались.
Например, сотрудники часто ходят по офису с горячими напитками и не обращают внимания на лужи в уборной или в помещениях после влажной уборки. В таких ситуациях есть риск обжечься или поскользнуться и получить травму.
Полезную для себя информацию работники найдут в графе о мерах по снижению риска. С ее помощью они смогут исключить опасное поведение.
Например, напротив опасности «получить ожог» укажите на «запрет пить горячие напитки на ходу».
Как разработать форму карты оценки профрисков?
Отсутствие обязательной формы позволяет вносить в карту любую информацию, которая поможет в работе.
Например, чтобы легко ориентироваться, вносите в «шапку» документа не только наименование рабочего места или должности, но и структурное подразделение.
Укажите оборудование, которое используют работники, так как оно может отличаться даже у тех, кто трудится на аналогичных должностях.
Обязательны для карты графы, которые докажут инспектору, что работник знает о профрисках, а работодатель понимает, как ими управлять:
- наименование рабочего места;
- перечень опасностей;
- уровень риска;
- средства предупреждения или меры по снижению риска;
- дата ознакомления, Ф. И. О. и подпись работника.
Остальные графы и обозначения вводите исходя из особенностей своего предприятия. Например, данные об уровне профриска можно сопроводить знаками, которые помогут понять, какими последствиями грозит нарушение правил. Чтобы работники легче усваивали информацию, маркируйте цветом уровни риска: наиболее опасные ситуации обозначьте красным, наименее опасные – желтым.
Образец карты оценки рисков и инструкция по их разработке — в материале “Как составить удобную для себя и полезную для работников карту оценки профрисков?”.
SRG-ECO с 2005 года помогаем компаниям оценивать профессиональные риски на рабочих местах. Эксперты разрабатывают методику индивидуально под каждого Заказчика с учетом специфики деятельности предприятия. По итогам формируется подробный отчет, создаются матрица и карты профессиональных рисков. Результаты процедуры помогают компаниям значительно снизить производственные риски и повысить эффективность бизнеса.