Сегодня во всем мире все больше внимания уделяется вопросам эффективности экологического контроля и управления, где важное место занимает соблюдение природоохранных норм и правил на всех стадиях реализации того или иного проекта. Для определения степени воздействия существует экологическая экспертиза, порядок проведения которой установлен Федеральным законом от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее — Закон).
ТЕЗИСЫ
1. Экологическая экспертиза проводится для определения соответствия намечаемой деятельности требованиям, установленным нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ в области охраны окружающей среды.
2. Обязательным условием принятия материалов на государственную экологическую экспертизу является наличие в составе разделов объекта экспертизы или в виде приложений данных по проведению оценки воздействия на окружающую природную среду (ОВОС) намечаемой хозяйственной и иной деятельности и экологическому обоснованию допустимости ее реализации.
3. Результатом проведения экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы.
Багдасаров Вадим, руководитель проектов направления «Охрана труда и экология» Группы компаний SRG
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Определение экологической экспертизы дано в ст. 1 Закона. Под данным видом экспертизы понимается установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Отсюда следует, что экологическая экспертиза проводится для определения соответствия намечаемой деятельности требованиям, установленным нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ в области охраны окружающей среды.
ВИДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Согласно ст. 4 Закона в Российской Федерации выделяют два вида экологической экспертизы: государственная экспертиза, организуемая и проводимая федеральным органом исполнительной власти и органами государственной власти субъектов РФ в области экологической экспертизы, и общественная.
Объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня, в числе прочего, являются проекты технической документации на новые технику либо технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также на новые вещества, которые могут поступать в природную среду (п. 5 ст. 11 Закона).
ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Необходимо отметить, что с 01.01.2018 г. в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ объектами государственной экологической экспертизы будут также являться:
- проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории;
- материалы обоснования комплексного экологического разрешения.
При этом обязательным условием принятия материалов на государственную экологическую экспертизу является наличие в составе разделов объекта экспертизы или в виде приложений данных по оценке воздействия на окружающую природную среду (ОВОС) намечаемой хозяйственной и иной деятельности и экологическому обоснованию допустимости ее реализации.
Материалы по ОВОС должны базироваться на результатах научно-технических и проектно-изыскательских работ, объективно отражать результаты исследований, выполненных с учетом взаимосвязи различных экологических, а также социальных и экономических факторов.
Состав материалов по ОВОС определяется порядком проведения оценки и зависит от вида намечаемой деятельности, а также требований к обосновывающей данную деятельность документации, являющейся объектом экологической экспертизы.
ВАЖНО!
Участие общественности в подготовке и обсуждении материалов по ОВОС обеспечивается заказчиком как неотъемлемая часть процесса проведения оценки, организуется органами местного самоуправления или соответствующими органами государственной власти при содействии заказчика и в соответствии с российским законодательством.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ
Порядок проведения общественных слушаний определяется органами местного самоуправления при участии заказчика (исполнителя) и содействии заинтересованной общественности.
При этом заказчик обеспечивает проведение общественных слушаний по планируемой деятельности с составлением протокола, в котором четко фиксируются основные вопросы обсуждения, а также предмет разногласий между общественностью и заказчиком, если таковой был выявлен.
Также заказчик обеспечивает доступ общественности к окончательному варианту материалов по оценке воздействия на окружающую среду в течение всего срока с момента утверждения последнего и до принятия решения о реализации на- мечаемой деятельности.
Однако необходимо иметь в виду, что на этапе проведения ОВОС может быть принято решение о нецелесообразности проведения общественных слушаний по материалам оценки.
Таким образом, государственная экологическая экспертиза проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям Закона и при наличии в составе материалов, подлежащих экспертизе:
- документации, подлежащей государственной экологической экспертизе и содержащей материалы оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе;
- положительных заключений и (или) документов согласований исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, получаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
- заключений федеральных органов исполнительной власти по объекту государственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами и заключений общественной экологической экспертизы в случае ее проведения;
- материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.
Основанием для исполнения государственной функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня является регистрация сопроводительного письма в Росприроднадзоре, с приложением всех необходимых для проведения экспертизы материалов.
Одним из обязательных условий проведения государственной экологической экспертизы является предварительная оплата заказчиком документации, подлежащей экспертизе. Закон требует, чтобы оплата была произведена в полном объеме.
ОПЛАТА
Принципиальным является вопрос о моменте, когда экспертиза должна быть оплачена. С момента определения соответствия представленных материалов требованиям ответственный исполнитель в срок не более 7 дней со дня регистрации сопроводительного письма направляет заказчику уведомление о необходимости оплаты проведения государственной экологической экспертизы в течение 30 дней со дня получения уведомления. К указанному уведомлению при- лагается смета и счет на оплату проведения экспертизы.
В случае отсутствия оплаты счета в течение 30 дней со дня получения заказчиком уведомления о необходимости оплаты материалы, представленные на государственную экологическую экспертизу, возвращаются с уведомлением заказчику без проведения экспертизы.
Согласно п. 3 ст. 14 Закона начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается не позднее чем через один месяц после оплаты экспертизы и представления заказчиком комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме и количестве.
Срок проведения государственной экологической экспертизы определяется сложностью объекта, устанавливаемой в соответствии с нормативными документами федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы, но не должен превышать 6 месяцев.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Результатом проведения экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы. При этом оно может быть как положительным, так и отрицательным.
Заключение государственной экологической экспертизы с сопроводительным письмом направляется заказчику ответственным секретарем экспертной комиссии в течение 5 дней со дня его утверждения. При этом после завершения экспертизы один экземпляр материалов остается в экспертном подразделении, а остальные возвращаются заказчику.
Следует отметить, что повторное проведение государственной экологической экспертизы осуществляется в случае отрицательного заключения и при условии переработки материалов с учетом замечаний, изложенных в заключении, а также на основании решения суда или арбитражного суда.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ
Нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе заказчиком являются:
- создание препятствий организации и проведению экологической экспертизы;
- реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы;
- осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Ст.ст. 31–34 Закона предусматривают уголовную, административную, материальную, гражданско-правовую ответственность.
При этом согласно ст. 32 Закона лица, виновные в совершении нарушений, если эти нарушения не влекут за собой уголовную ответственность, привлекаются к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП).
Так, согласно ст. 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц — от 20 до 100 тыс. руб.
А ст. 8.4 КоАП РФ устанавливается ответственность в виде наложения штрафа:
- Невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 руб.
- Осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц — от 50 000 до 150 000 руб.
- Незаконный отказ в государственной регистрации заявлений о проведении общественной экологической экспертизы влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от 5 000 до 10 000 руб.
Таким образом, реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы, а также осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ, а также ст. 8.1 КоАП РФ.
Источник: Охрана труда в РФ, № 05 / февраль 2018