г. Москва (работаем по всей России)
филиалы в Москве, Саратове и Новосибирске
+7 (495) 260-11-47
пн-пт. с 9:00 до 18:00
ВОЙТИ В СДО
НАЗАД

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ОФИСНЫХ РАБОТНИКОВ

16 января 2020 | Просмотров 7842

Из статьи вы узнаете: какие заболевания бывают у офисных работников, какие факторы в офисе могут вызвать профзаболевание, относятся ли заболевания офисных работников к профессиональным и как предотвратить профзаболевания в офисе.

Какие заболевания бывают у офисных работников?

Офисными работниками принято называть всех сотрудников, которые проводят большую часть рабочего времени за компьютером. В эту категорию можно включить как руководителя организации, так и, например, секретаря. Офисные помещения есть не только в бизнес-центрах и банках, но и в учебных учреждениях, в медицинских организациях, в библиотеках и т. д.

Работу в офисе принято считать наиболее безопасной, так как:

  • у сотрудников нет физического напряжения;
  • рабочий день обычно проходит в сидячем положении;
  • микроклимат офисного помещения стараются сделать оптимальным

Однако длительная работа в таких условиях нередко приводит к заболеваниям опорно-двигательного аппарата, верхних дыхательных путей, снижению остроты зрения. Факторы, которые способствуют развитию болезней среди офисников, приведены в таблице.

Таблица. Какие факторы в офисе могут вызвать профзаболевание

Вредный фактор Чем вызван в офисе Последствия его воздействия
Перенапряжение Неудобное сидячее положение Нарушение кровообращения в ногах, вечерние отеки ступней и щиколоток, боли, судороги икроножных мышц. Без лечения может перейти в варикозное расширение вен и тромбофлебит (воспаление внутренних стенок вен)
Остеохондроз, деформирование осанки, грыжи и анатомические нарушения межпозвонковых дисков, которые теряют свою природную эластичность, становятся плоскими, а позвонки начинают защемлять нервные окончания. Отсюда знакомая многим офисным сотрудникам боль в спине
Неправильная эргономика рабочего места Из-за сидения в одной позе деформируется осанка, напрягаются мышцы, а затем возникает мышечный спазм в любой области позвоночника. Это может перерасти в грыжи и анатомические нарушения межпозвонковых дисков.
Синдром запястного канала развивается у людей, которые более 15 часов в неделю печатают на клавиатуре. В результате сужается туннель, расположенный на запястье со стороны ладони, через который проходят нервы. Это приводит к защемлению нервов, деформации костей и суставов кисти
Электромагнитное излучение Компьютер и другая оргтехника Синдром сухого глаза из-за постоянного чтения с экрана монитора и сухого воздуха в помещении. Последствия: усталость глаз, рези и боль в глазах, а иногда и ухудшение зрения
Некомфортный микроклимат Кондиционеры Заболевания верхних дыхательных путей, простуда. Кроме того, в системах охлаждения могут поселиться бактерии – легионеллы, которые вызывают у человека тяжелую пневмонию
Стресс Напряженная, монотонная работа Головные боли, скачки артериального давления, утомляемость и, как следствие, повышенный риск инфарктов и инсультов

Относятся ли заболевания офисных работников к профессиональным?

Заболевание относят к профессиональным, когда доказана причинно-следственная связь между ним и фактором, который влиял на сотрудника на рабочем месте. Многие профзаболевания не проявляют себя долгое время, поэтому их трудно диагностировать. Кроме того, у офисников все осложняется тем, что, например, компьютер – неспецифичное оборудование, он есть практически в каждом доме. То есть вне рабочего места на сотрудника продолжают действовать те же вредные факторы.

Однако в Перечне профессиональных заболеваний, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 27 апреля 2012 г. № 417н, есть болезни, которые характерны

для офисных сотрудников. Например, прогрессирующая близорукость от постоянного напряжения глаз. Если заболевание выявят, работодателю придется создать комиссию и провести расследование, которое установит причины болезни и ее связь с трудовой деятельностью работника.

Комиссия должна изучить условия труда на рабочем месте, включая результаты аттестации, посмотреть результаты медосмотров. При этом если в карте аттестации указано, что условия труда относятся к допустимым и вредных факторов не выявлено, то связать болезнь и работу будет сложнее. Тем не менее комиссия может потребовать проведения дополнительных замеров потенциальных вредных факторов на рабочем месте, причем за счет работодателя. В первую очередь будет интересовать уровень излучения компьютера и освещенность рабочего места.

Кроме того, комиссия может изучить должностные обязанности, правила внутреннего трудового распорядка. В последнем документе особое внимание может быть обращено на режим рабочего дня: установлены ли перерывы для отдыха глаз и т. д.

Если работник не проходил обязательные периодические медосмотры, то установить причинно-следственную связь заболевания и работы будет сложнее. Однако это повод для возможного административного наказания работодателя. Штраф для организации в этом случае может составить от 30 000 до 50 000 рублей, а для ее руководителя – от 1000 до 5000 рублей (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).

После расследования комиссия оформляет акт о случае профессионального заболевания. Этот документ подтверждает, что болезнь возникла именно в процессе работы.

Как предотвратить профзаболевания в офисе?

Главная опасность профзаболеваний в том, что они могут долгое время оставаться незамеченными и проявиться только в отдаленном будущем. Поэтому лучше начать профилактику уже сейчас.

Соблюдаем государственные нормы

Общие для всех организаций меры профилактики производственного травматизма и профзаболеваний обозначены в Трудовом кодексе (ст. 212 ТК РФ). Среди них:

  • организация работы с учетом всех норм безопасности;
  • проведение предварительных и периодических медосмотров;
  • специальная оценка условий труда;
  • обучение сотрудников безопасной работе и охране труда.

Эти мероприятия обязательны для всех работодателей. Их описывают в локальных нормативных актах организации и знакомят с ними сотрудников при приеме на работу.

Организуем рабочее пространство

Здоровье сотрудников во многом зависит от того, как организован офис и конкретные рабочие места. Поэтому работодателю стоит серьезно подойти к созданию удобного и функционального интерьера.

Если это открытое офисное пространство – open space, рабочие места лучше располагать ближе к окну, чтобы повысить процент естественного освещения. В затемненных зонах можно установить оргтехнику: принтеры, копировальные машины. По возможности лучше отвести для них отдельное помещение. Это уменьшит уровень шума, а у работников будет лишний повод подняться с кресла.

Также стоит подумать о новых мониторах и офисной мебели. Конечно, это дополнительные финансовые затраты. Однако они в перспективе не только приведут к общему улучшению самочувствия работников, что непременно скажется на производительности труда. Это еще и повысит имидж работодателя в глазах сотрудников.

Известно, что мониторы с электронно-лучевой трубкой (далее – ЭЛТ) гораздо более вредны для здоровья, чем с жидкокристаллическим экраном. Поэтому там, где еще используются мониторы с ЭЛТ, желательно их заменить на современные.

Обустраиваем зону отдыха

Многие организации обустраивают комнаты отдыха для сотрудников. Там может быть не только мягкая мебель, но и столы для настольного тенниса или футбола. Чтобы работники во время перерывов не оставались в помещении, во дворе можно разбить палисадник или поставить лавочки перед офисным зданием, где сотрудники смогут передохнуть и подышать воздухом.

Кроме того, у работников должно быть место для приема пищи. Обустроить кухню не составит труда, а работники смогут полноценно питаться, что немаловажно при сидячем образе жизни.

Организуем медицинское обслуживание работников

Не стоит забывать, что сотрудники, работающие за компьютером более 50 процентов времени, должны проходить предварительный медосмотр, а также повторный – не менее одного раза в два года. Эти работники должны не только сдавать общие анализы, но и обследоваться у невропатолога и офтальмолога.

И медосмотр, и потраченные на него часы оплачивает работодатель. Поэтому некоторые компании включают обязательный медосмотр в программу добровольного медицинского страхования – ДМС.

ДМС

Добровольное медицинское страхование – это вид страхования, при котором работник может получить медицинские услуги сверх тех, что предполагает программа обязательного страхования. За счет ДМС сотрудников обслуживают в платных клиниках, где они могут воспользоваться более дорогостоящим лечением.

Не секрет, что некоторые работодатели не проводят обязательные медосмотры работников. Одни просто не знают о такой необходимости, другие считают это малозначительным нарушением и не обращают на него внимания, третьи ставят законные «обтекатели».

Например, в режим смены обязательно включают технологические перерывы, записывают требование, согласно которому сотрудники обязаны работать за компьютером не больше 50 процентов рабочего времени. Остальное время работники должны заниматься другими делами, не связанными с компьютером.

Все это прописывают в правилах внутреннего трудового распорядка. Для подкрепления издают приказ руководителя по организации о запрете работать больше 50 процентов времени за монитором. Затем предоставляют данные нормативные акты аттестующей организации. Она с учетом установленных требований не ставит в карте аттестации рабочего места отметку о необходимости медосмотра.

Впрочем, все это относилось ко времени, когда действовали правила аттестации рабочего места. Поскольку сейчас придется проводить специальную оценку условий труда, возможно, понадобятся другие подходы в решении этого вопроса.

Приучаем сотрудников заботиться о здоровье

Зачастую причиной болезни становится пренебрежительное отношение самих работников к их здоровью. Исправить ситуацию помогут, например, Дни здоровья в организации:

  • пригласите в офис врача, который прочитает небольшую лекцию по медицинским вопросам;
  • организуйте для работников выезд на природу и спортивную программу;
  • проведите вакцинацию от гриппа;
  • раздайте сотрудникам памятки с упражнениями, которые помогут расслабить глаза и мышцы в течение рабочего дня

В некоторых организациях проводят веселые старты среди работников, арендуют за счет работодателя бассейны, тренажерные залы. Конечно, пойти на такие расходы может только крупная компания. Но можно выкупить путевки в физкультурно-оздоровительный комплекс по оптовой цене и продать их работникам. Таким образом, сотрудники получат существенную скидку на посещение занятий.

Запомните главное

  1. Работа в офисе может стать причиной заболевания, но относить его к профессиональным или нет, решит комиссия по расследованию профзаболеваний.
  2. Предотвратить профзаболевания офисных работников поможет правильная организация рабочего пространства и мест для отдыха.
  3. Офисные сотрудники, которые работают за компьютером более 50 процентов времени, должны регулярно проходить медосмотр. Эту услугу можно включить в добровольную медицинскую страховку работников.
  4. Чтобы привить работникам культуру заботиться о себе, проводите в организации Дни здоровья и другие профилактические мероприятия.

Источник: Охрана труда: просто и понятно

Мы используем файлы cookie. Пользуясь настоящим веб-сайтом, Вы даете свое согласие на использование файлов cookies. Узнать подробнее