г. Москва (работаем по всей России)
филиалы в Москве, Саратове и Новосибирске
+7 (495) 260-11-47
пн-пт. с 9:00 до 18:00
ВОЙТИ В СДО
НАЗАД

ОБУЧЕНИЕ ПО ОХРАНЕ ТРУДА: КАК ПРАВИЛЬНО ОРГАНИЗОВАТЬ ИНСТРУКТАЖ И ПРОВЕРКУ ЗНАНИЙ?

17 января 2020 | Просмотров 8831

Что нужно учесть, выстраивая систему обучения по охране труда? Как правильно организовать и провести инструктаж на рабочем месте? В чем заключается проверка знаний и как ее организовать?


Что нужно учесть, выстраивая систему обучения по охране труда

По статистике 2013 года 96 процентов травм являются следствием действий самого работника. Это свидетельствует о неудовлетворительном обучении в области охраны труда. Ни для кого не секрет, что инструктаж на рабочем месте проводят крайне редко. Сложившаяся за много лет практика такова, что новому сотруднику на рабочем месте дают ознакомиться с инструкцией по охране труда. Затем он расписывается в журнале инструктажа на рабочем месте, и считается, что инструктаж проведен!

Даже если во время инструктажа на рабочем месте сотруднику рассказывают о безопасных методах выполнения труда и задают контрольные вопросы, все равно нет никакой гарантии, что инструктируемый усвоил эту информацию и будет выполнять работу безопасно для себя и окружающих. Самая главная причина формального подхода к инструктажу – это отсутствие методик и рекомендаций. А раз в законодательстве такой пробел, школа проведения инструктажа и не могла образоваться. Поэтому полноценную систему обучения по охране труда выстроить проблематично. Для решения этой задачи нужно ответить на вопросы:

  • что относится к обучению по охране труда?
  • в какой последовательности проводить обучение в организации?

Ответ на первый вопрос мы находим в статье 225 Трудового кодекса и пункте 7.7.1.2 ГОСТ Р 12.0.007-2009.

Трудовой кодекс требует обучить всех работников и регулярно проводить проверку знаний по охране труда. А в ГОСТ указано, что в систему обучения по охране труда входят:

  1. инструктаж (вводный и на рабочем месте);
  2. обучение:
  • сотрудников рабочих профессий;
  • руководителей и специалистов;
  • обучение сотрудников отдельных категорий застрахованных в рамках системы обязательного социального страхования, например, работающих по гражданско-правовому договору.

Таким образом, обучение и проверка знаний – две различные ступени, призванные обеспечить сохранение жизни и здоровья работников в процессе выполняемых работ.

Последовательность обучения задается требованиями законодательства по изучению правил охраны труда. После трудоустройства до начала работы с рабочими проводят вводный инструктаж и инструктаж на рабочем месте. Руководители и специалисты могут быть освобождены от первичного инструктажа. Затем в течение месяца с сотрудниками проводят обучение безопасным методам работы, которое заканчивается проверкой знаний в комиссии работодателя. В дальнейшем с определенной периодичностью, определяемой работодателем, происходит проверка его знаний по охране труда.

Схема обучения будет выглядеть так:

Схема. Обучение по охране труда

 

Как правильно организовать и провести инструктаж на рабочем месте

Чтобы правильно организовать проведение инструктажа на рабочем месте, нужно разработать перечень локальных нормативных актов.

Первый шаг – разработка программы инструктажа. Она должна быть адаптирована к конкретной профессии. Разберем последовательность создания программы на примере профессии бетонщик 2-го разряда.

Согласно ЕТКС по этому разряду работник должен знать:

  1. приемы подачи бетонных смесей в конструкции;
  2. способы:
  • насечки бетонных поверхностей;
  • приготовления бетонных смесей вручную;
  • разборки бетонных и ж/бетонных конструкций вручную;
  • разборки опалубки простейших конструкций.

Все эти работы производятся на определенном оборудовании. Сотрудник использует ручной, пневматический, электрифицированный инструменты. Работа проводится по технологическому регламенту и выполняется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка.

Поэтому в программу обучения нужно включить следующие темы:

  1. Приемы разборки бетонных и ж/бетонных конструкций вручную.
  2. Способы приготовления бетонных смесей вручную.
  3. Правила ухода за бетоном.
  4. Способы разборки опалубки простейших конструкций.
  5. Знание:
  • конструкции оборудования, инструмента;
  • правил внутреннего трудового распорядка;
  • технологии работы бетонщика;
  • локальных нормативных документов;
  • содержания инструкций по охране труда;
  • правил применения СИЗ, простейших способов проверки их работоспособности и исправности, а также тренировок по их применению.

Второй шаг. К каждой теме программы руководитель подразделения должен подготовить вопросы для проведения инструктажа.

Программу и вопросы для проведения инструктажа на рабочем месте необходимо:

  1. Согласовать со специалистом по охране труда.
  2. Утвердить у конкретного работодателя.

Третий шаг. Создание стандарта (регламента) методов, приемов, действий руководителей, которые будут проводить инструктаж. В нем необходимо установить несколько правил для проведения инструктажа, к примеру:

Правило № 1 – опрос только устно.

Правило № 2 – инструктаж закончен тогда, когда инструктируемый ответил на все поставленные вопросы.

Правило № 3 – при опросе cпрашивать: как надо сделать, как нельзя выполнять?

Правило № 4 – вести учет ответов на вопросы — сдал/не сдал.

Правило № 5 – оценить действия руководителя для подготовки лиц, показавших неудовлетворительные знания.

Учет ответов на вопросы можно вести в специальном журнале. Он может выглядеть так:

При этом удовлетворительные ответы помечаются знаком «+», а неудовлетворительные знаком «–».

Ответы инструктируемого на подготовленные вопросы и отметки в журнале помогут получить картину о профессиональной квалификации работников. Это даст возможность руководителю подразделения увидеть и понять, какие дополнительные меры обучения должны быть приняты, чтобы работники освоили разделы программы, ответы на которые получили отрицательную отметку. Поэтому последнее правило должно быть разработано наиболее подробно.

В чем заключается проверка знаний и как ее организовать

Выскажем утверждение, что уровень знаний сотрудника зависит от руководителя, который организует и проводит инструктаж на рабочем мест. Если руководитель делает это профессионально, то и его подчиненный рабочий покажет на экзамене удовлетворительные знания.

Следовательно, комиссия при проверке знаний должна не только определить уровень знаний (или их отсутствие) у экзаменуемого, но и дать оценку руководителю, занимающемуся обучением по охране труда.

Для проведения периодической проверки знаний по охране труда необходимо утвердить процедуру. Сначала нужно создать программы и вопросы, которые согласуются со службой охраны труда и утверждаются работодателем.

Темы для программы и содержание вопросов формируются по тому же принципу, который использован для создания аналогичных документов по инструктажу на рабочем месте.


Работник, который не прошел проверку знаний по охране труда, к самостоятельной работе не может быть допущен. В противном случае работодатель может быть наказан за допуск к работе сотрудника, не прошедшего обучение по охране труда, штрафом в размере от 110 000 до 130 000 рублей по статье 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях, вступившей в силу с 1 января 2015 года.

Сергей Пилипенко
Директор по производству направления «Охрана труда и Экология» Группы компаний SRG (Москва)


В стандарте предприятия «Проведение проверки знаний» должны быть определены действия членов комиссии и даны ответы на такие вопросы:

  • какие психологические приемы использовать;
  • какой ответ экзаменуемого можно считать удовлетворительным;
  • как отстранить от работы сотрудника, показавшего неудовлетворительные знания и т.д.

Также нужно выработать правила проведения проверки знаний, например:

  • правило № 1 – опрос только устно;
  • правило № 2 – группы экзаменуемых не более 5 человек;
  • правило № 3 – при опросе задавать все утвержденные вопросы для этой категории экзаменуемых;
  • правило № 4 – вести учет ответов на вопросы — сдал/не сдал;
  • правило № 5 – иметь итоговый документ: приказ об оценке результатов работы руководителя, проводившего подготовку экзаменуемых своего подразделения.

Последнее правило дает возможность стимулировать деятельность руководителя подразделения по обучению правилам охраны труда. По результатам проверки знаний его можно поощрить или объявить взыскание.

Напомним, что внеочередная проверка знаний по охране труда проводится:
  • при введении новых или внесении изменений и дополнений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда. При этом проверяются знания только этих законодательных и нормативных правовых актов;
  • при вводе в эксплуатацию нового оборудования и изменениях технологических процессов, требующих дополнительных знаний по охране труда работников. В этом случае проверяются знания требований охраны труда, связанные с соответствующими изменениями;
  • при назначении или переводе сотрудников на другую работу, если новые обязанности требуют дополнительных знаний по охране труда (проводится до начала исполнения ими своих должностных обязанностей);
  • по требованию должностных лиц федеральной инспекции труда и других органов государственного надзора и контроля. Инициаторами могут выступать также федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, местное самоуправление и работодатель (или уполномоченное им лицо), если выявлены нарушения требований охраны труда и недостаточные знания требований безопасности и охраны труда;
  • после происшедших аварий и несчастных случаев, а также при выявлении неоднократных нарушений работниками организации требований нормативных правовых актов по охране труда;
  • при перерыве в работе в данной должности более одного года.

На сегодняшний день создание и функционирование системы управления охраной труда возложены на работодателя, поэтому ему придется самостоятельно определять все процедуры обучения по охране труда: инструктажи (вводный, первичный, повторный, внеплановый), обучение безопасным методам труда и проверку знаний.

Запомните главное

  1. Обучение и проверка знаний – две различные ступени, призванные обеспечить сохранение жизни и здоровья работников в процессе выполняемых работ. Последовательность обучения задается требованиями законодательства по изучению правил охраны труда.
  2. Поскольку законодательством не установлены требования к процедуре инструктажа, работодатель устанавливает ее самостоятельно.
  3. Установите правила проведения инструктажа на рабочем месте и строго им следуйте. Формализация процесса поможет провести инструктаж последовательно.
  4. Оформите журнал учета ответов на вопросы, полученных в ходе инструктажа на рабочем месте. Он поможет правильно оценить уровень знаний и подготовки работника.
  5. Следовательно, комиссия при проверке знаний должна не только определить уровень знаний (или их отсутствие) у экзаменуемого, но и дать оценку руководителю, занимающемуся обучением по охране труда.
  6. Для проведения проверки знаний создайте правила, аналогичные тем, что используются при инструктаже на рабочем месте.

Источник: Охрана труда: просто и понятно

Мы используем файлы cookie. Пользуясь настоящим веб-сайтом, Вы даете свое согласие на использование файлов cookies. Узнать подробнее