Обычно инструктаж по охране труда вызывает у людей негативные ассоциации. Особенность психики в том, что любые правила воспринимается как ограничения, поэтому приходится прибегать к нетрадиционным методам мотивирования персонала.
95% несчастных случаев на производстве происходит из-за так называемого человеческого фактора: недоучили, плохо объяснили, допустили к работам, хотя на это не было права.
Термин «культура промбезопасности» возник во время расследования чернобыльской катастрофы.
Культура — это когда безопасность становится привычкой и человек следует ей даже в отпуске. Как же добиться этого, если у нас в крови принцип «авось» ?
— Нужно задействовать все органы чувств: зрение, слух, осязание, работать не с мозгом, а с подкоркой, — считает Максим Кадушев.
Когда-то ему поставили, казалось бы, утилитарную задачу — напомнить шахтерам о необходимости применять средства индивидуальной защиты. В качестве каналов коммуникации выбрали 25-секундные видеоролики, которые крутили перед проходной. Герои блокбастеров ненавязчиво давали понять: супермены не нужны, нужны профессионалы. За год количество несчастных случаев на предприятии уменьшилось в два раза, а показатель травматизма — на 45 процентов.
Для другого заказчика, крупного производителя стройматериалов, придумали интерактивные постеры. Большие и ярко-желтые, они сразу бросались в глаза. Кто-то, прочитав на двери «Нетерпимость к норушениям», требовал уволить безграмотных креативщиков, а кто-то замечал строчку внизу мелким шрифтом: «Нашел ошибку — возьми фломастер и исправь. Так же поступай при нарушении техники безопасности». В столовой и административном корпусе развесили стикеры, предупреждающие о том, о чем мы обычно не задумываемся: «Осторожно, низкий потолок», «Осторожно, возможны ожоги о батарею» и т.п. Тем самым посещаемость лекций по охране труда выросла в четыре раза.
Эксперты советуют проводить вводные курсы по технике безопасности в форме видео- или радиоуроков — информация, поданная легко и ярко, запомнится быстрее, чем зубрежка.
— Корпоративное радио работает круглые сутки, потому что есть ночные и дневные смены, надо охватить всех. Информация ротируется каждые 30 минут. Упаковать ее можно в разные жанры. Например, в позитивную необременительную передачу, где передают приветы коллегам. Если ведущий поздравит водителя склада с днем рождения и шутливо напомнит о том, что перед рейсом надо не забыть проверить зеркала и пристегнуться, это вряд ли вызовет раздражение, — рассуждает программный директор медиахолдинга Наталья Макарова.
Более строгий вариант подачи информации — «комментарий эксперта» и «мини-интервью с директором». Более наукообразный — познавательные сюжеты типа «Лестница и телефон», где слушателям объясняют, почему на лестнице в цехе запрещено разговаривать по телефону. А вот джинглы (анг. jingle — музыкальный или голосовой элемент оформления эфира. — Прим. ред.), в которых какой-нибудь шестилетний Ваня просит папу быть аккуратнее и ждет его дома, оказывают очень сильное эмоциональное воздействие. Слова коллег и руководителя можно проигнорировать, к жене и своему ребенку остаться равнодушным сложно.
— По корпоративному радио люди должны слышать, что о них заботятся. К примеру, мы делали передачу «Здоровый перерыв» для сети АЗС, где персоналу периодически напоминали, что врачи рекомендуют делать паузы в работе каждый час. Пора отвлечься от компьютера, выпить воды, пройтись, сделать упражнения для глаз и дыхания, — рассказывает Наталья Макарова.
Также среди новых форматов работы с персоналом — дни семейной безопасности, родительские собрания и тренинги правильного поведения в быту. К примеру, там можно разобрать, как водить зимой машину с ABS (антиблокировочной системой тормозов) — в теории все знают, что утапливать педаль тормоза нельзя, однако на практике постоянно забывают об этом.
Или разобрать, как пересекать пешеходный переход с велосипедом. Перед 1 сентября актуальны темы школьного буллинга или как не потерять ребенка в людном месте.
— У таких мероприятий эффективность выше, когда в них участвует директор со своей семьей. У подчиненных сразу повышается уровень доверия. Также целесообразно давать высказаться не только экспертам, но и сотрудникам предприятий: когда опытом делятся коллеги, этому доверяют больше, чем просто словам профессионала. Нужны примеры из жизни, никому не интересна теория, как пользоваться огнетушителем, лучше выехать на полигон и попрактиковаться, — комментирует Павел Козлов, директор блока функциональных компетенций Академии Росатома.
Источник: Российская газета
Заполните форму и наш специалист свяжется с вами в течение 3х минут
Заполните форму и наш специалист свяжется с вами в течение 3х минут
Отправьте нам приглашение на участие в закупке и документацию по почте tender@srg-eco.ru или заполните форму ниже, и мы свяжется с вами.