Ростехнадзор опубликовал доклад за 2019 год по проверкам в области промышленной безопасности по экологическому, технологическому и атомному надзору.
По итогам проверок 2019 года было выявлено большое количество нарушений в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах (ОПО), которые повлекли за собой аварии и смертельные случаи.
Во всех отраслях можно выявить общие нарушения, к ним относятся:
- отсутствие аттестации, обучения у руководителей и специалистов по промбезопасности;
- несоблюдение технического состояния оборудования;
- и другие нарушения по статье 9.1. КоАП РФ.
Установленные данные свидетельствуют о том, что руководители предприятий используют формальный подход к вопросам функционирования систем управления промышленной безопасностью и производственного контроля.
Ниже приведены данные проверок некоторых объектов ОПО.
Надзор в горнорудной и нерудной деятельности
За прошедший год на объектах горнорудной и нерудной отрасли снизилось число аварий: в 2018 году произошло 4 аварии, а в 2019 — 1.
Однако количество несчастных случаев со смертельным исходом исходом возросло: в 2018 году было зафиксировано 35 случаев смертельного травматизма, в то время как в 2019 — 40.
Ростехнадзор провел 2 695 проверок в данной области. По результатам было выявлено 14 877 правонарушений, наложено 1 707 административных наказаний, 78 раз была приостановлена деятельность и выписано 452 административных штрафа (общая сумма составила около 90,4 млн рублей).
Самыми распространенными нарушениями требований промышленной безопасности в 2019 году стали:
- нарушения требований к организации и осуществлению производственного контроля, противопожарной защиты и готовности к локализации и ликвидации аварий (ст. 9.1 КоАП РФ);
- нарушения, связанные с эксплуатацией шахтных подъемных установок, самоходного и рельсового транспорта (ст. 9.1 КоАП РФ);
- нарушения крепления горных выработок, производства закладочных работ и профилактики горных ударов (ст. 9.1 КоАП РФ);
- нарушения, связанные с организацией и осуществлением газового (пылевого) режима и проветривания (ст. 9.1 КоАП РФ);
- нарушение порядка эксплуатации горно-транспортных машин и оборудования: эксплуатация техники с истекшим нормативным сроком, отсутствие своевременных экспертных обследований, приемочных испытаний, нарушение порядка продления срока службы технических устройств;
- несоблюдение требований к применению и ремонту взрывобезопасного оборудования (ст. 9.1 КоАП РФ);
- отсутствие систематического контроля за содержанием вредных примесей в выхлопных газах горно-транспортного оборудования;
- отсутствие аттестации у руководителей и специалистов по общим требованиям промышленной безопасности.
Надзор за металлургическими и коксохимическими объектами
Число аварий на объектах металлургической и коксохимической промышленности осталось прежним: в 2019, как и в 2018, произошло 2 аварии.
Количество несчастных случаев со смертельным исходом по сравнению с 2018 годом снизилось: в 2018 было 14 смертельных случаев, в 2019 — 11. Отмечается, что все случаи смертельного травматизма произошли на объектах II и III класса опасности.
В 2019 году Ростехнадзор провел 1 282 проверки объектов металлургической и коксохимической промышленности. В результате было установлено 6 001 правонарушение, наложено 792 административных наказания, 14 раз приостанавливалась деятельность, наложено 670 административных штрафов (общая сумма составила более 51 200 000 рублей).
Типовыми нарушениями требований промышленной безопасности в 2019 году стали:
- нарушения режима ведения технологического процесса (ст. 9.1 КоАП);
- неудовлетворительный контроль за техническим состоянием оборудования (ст. 9.1 КоАП);
- неудовлетворительная организация и проведение работ (ст. 9.1 КоАП).
Надзор за объектами химического комплекса и объектами транспортирования опасных веществ
За 2019 год на опасных производственных объектах химического комплекса зафиксировано 2 аварии и 1 групповой несчастный случай со смертельным исходом (3 человека). На объектах транспортирования опасных веществ аварий и несчастных случаев со смертельным исходом не зарегистрировано.
Ростехнадзор в 2019 году провел 3 457 проверок на объектах химического комплекса и 764 проверки на объектах транспортирования опасных веществ.
В результате проверок было выявлено 14 795 правонарушений на опасных производственных объектах химического комплекса и 2 419 нарушений транспортирования опасных веществ.
Распространенными нарушениями требований промышленной безопасности за отчетный период стали:
- эксплуатация химически опасных производственных объектов без разработанного комплекса компенсационных мер по дальнейшей безопасной эксплуатации таких объектов;
- нарушение сроков проведения очередных проверок знаний в области промышленной безопасности руководящего состава, инженерно-технического персонала и работников;
- нарушение требований при эксплуатации в части: электрообеспечения химически опасных производственных объектов (соответствие Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей, Правилам устройства электроустановок);
- неисправность (отсутствие) приборов и систем контроля, управления, сигнализации, оповещения и противоаварийной защиты, технологических процессов;
- эксплуатация применяемых технических устройств, зданий и сооружений, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, без продления назначенного срока службы для их безопасной эксплуатации.
Надзор за опасными производственными объектами, на которых используются подъемные сооружения и оборудование, работающее под избыточным давлением
К типовым нарушениям 2019 года отнесли:
- эксплуатация оборудования за пределами расчетного срока службы, установленного изготовителем, без проведения экспертизы промышленной безопасности;
- эксплуатация опасных производственных объектов без получения (переоформления) соответствующей лицензии;
- невыполнение требований ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» по ведению учета и анализа причин инцидентов при эксплуатации опасного производственного объекта с принятием мер по недопущению их в дальнейшем;
- непредоставление информации о технических устройствах, применяемых на опасном производственном объекте, в составе сведений, характеризующих объект, при его регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов и в процессе эксплуатации;
- ввод в эксплуатацию оборудования с нарушением требований федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, а также оборудования, не соответствующего требованиям технических регламентов и ст. 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
- допуск к работе неквалифицированного персонала, не прошедшего обучение и стажировку;
- назначение ответственных лиц, не прошедших аттестацию;
- применение на опасном производственном объекте технических устройств, не оборудованных автоматикой безопасности, предохранительными устройствами и технологическими защитами;
- отсутствие у эксплуатирующей организации документов, подтверждающих наличие опасного производственного объекта на праве собственности, праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо других законных основаниях (договор аренды и т.д.);
- выполнение ремонта технических устройств с применением комплектующих, не прошедших подтверждение соответствия и не соответствующих установленным паспортным характеристикам технического устройства;
- необоснованное снижение рабочего давления сосудов (СУГ) в целях снижения класса опасности опасного производственного объекта;
- работа технических устройств с выявленными в процессе эксплуатации дефектами (трещинами, деформациями, недопустимым износом (утонением) толщин стенок элементов оборудования, в том числе по причине коррозионного износа и др.), непринятие своевременных мер по устранению выявленных дефектов;
- нарушение сроков (периодичности) проведения технических освидетельствований, технического диагностирования оборудования;
- неосуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, в состав которых входят подъемные сооружения и оборудование, работающее под избыточным давлением;
- нарушение требований законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
- несоблюдение обязательных требований безопасности, установленных техническим регламентом, руководством по эксплуатации изготовителя при эксплуатации лифтов, платформ подъемных, в том числе: отсутствие подтверждения проведения оценки соответствия (периодического технического освидетельствования);
- несоблюдение требований к квалификации персонала, осуществляющего работы по использованию и содержанию опасных объектов;
- эксплуатация лифтов, отработавших назначенный срок службы, без проведения обследования с целью определения условий возможного продления использования лифта;
- эксплуатация опасных объектов при отсутствии паспорта опасного объекта и руководства по эксплуатации изготовителя;
- отсутствие связи, при помощи которой пассажир может вызвать помощь извне;
- отсутствие средств обеспечения электробезопасности пользователей, персонала.
В 2019 году Ростехнадзор продолжил проведение внеплановых проверок организаций, эксплуатирующих башенные краны.
Всего за период с 2017 по 2019 годы Ростехнадзором проведено 3 598 внеплановых проверок опасных производственных объектов, на которых используется 11 766 башенных кранов. В результате проверок выявили 43 670 нарушения:
- технического характера – 15 527;
- организационного характера – 21 104;
- отклонений от проектов производства работ – 4 638;
- в части оценки соответствия по истечении установленного срока эксплуатации – 989;
- в области технического регулирования – 664;
- иные нарушения – 748.
По итогу контрольных мероприятий наложены штрафы:
- на юрлиц — более 148 500 000 рублей;
- на должностных лиц – более 45 200 000 рублей.
В документе вы также можете найти статистические данные по угольной промышленности, предприятиям оборонно-промышленного комплекса, недропользования, объектам нефтегазового комплекса, магистрального трубопроводного транспорта, газораспределения и газопотребления и взрывопожароопасным хранения и переработки растительного сырья.
Собранная информация говорит о том, что требуется большая работа в области промышленной безопасности и культуры безопасности в целом.
Руководителям объектов повышенной опасности рекомендуется подходить к вопросу создания безопасных условий труда более ответственно, ведь на кону стоит жизнь и здоровье каждого сотрудника.
SRG-ECO предоставляет комплексную поддержку со стороны промышленной безопасности и предлагает ряд необходимых услуг.
Можете ознакомиться с ними у нас на сайте или заказать бесплатную персональную консультацию.
Источник:
Пресс-служба SRG-ECO