Охрана труда и производственная безопасность!
ВОЙТИ В СДО
НАЗАД

ПЯТЬ ЗАБЛУЖДЕНИЙ ОБ ОЦЕНКЕ ПРОФРИСКОВ, ИЗ-ЗА КОТОРЫХ ШТРАФУЮТ КОМПАНИИ

25 сентября 2020 | Просмотров 5324

Порядок расчета уровней профрисков до сих пор не утвердили, поэтому работодатели считают процедуру необязательной. Такое мнение приводит к несчастным случаям и штрафам, которые компании пытаются оспорить. Мы изучили судебную практику, мнения представителей Правительства и Роструда и выявили частые заблуждения, которые мешают вашим коллегам правильно организовать систему управления охраной труда и избежать штрафов.

Заблуждение 1. «Оценка профрисков – дело добровольное»

Аргументы работодателей

Закон не устанавливает порядок и четкие требования к оценке уровня профессиональных рисков. В Трудовом кодексе написано, что порядок процедуры устанавливает Минтруд с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 14 ст. 209 ТК). До сих пор такого документа нет. Электронный сервис Онлайнинспекция.рф подтверждает, что в законе нет четких требований к проведению оценки профрисков. Поэтому требование об обязательном проведении процедуры ничем не обосновано, и штрафовать за ее отсутствие ГИТ не вправе.

Мнение ГИТ и судов

Статья 212 Трудового кодекса обязывает работодателя создать и обеспечить функционирование системы управления охраной труда (СУОТ). При этом пункт 8 Типового положения о системе управления охраной труда (утв. приказом Минтруда от 19.08.2016 № 438н, далее – Типовое положение о СУОТ) устанавливает, что в положение о СУОТ обязательно должны включаться процедуры управления профрисками и информирования работников об уровнях профрисков. При этом ГИТ и судебные органы отмечают, что оценка профрисков – неотъемлемая часть СУОТ, без которой систему нельзя считать функционирующей.
Отсутствие нормативной базы, которая четко регламентирует порядок расчета рисков, не освобождает работодателя от этой обязанности, установленной Трудовым кодексом. При этом необязательно самостоятельно рассчитывать риски, работодатель вправе обратиться в специализированную организацию (решение Санкт-Петербургского городского суда от 28.11.2019 № 7-2071/2019 по делу № 12-587/2019).

Суд отмечает, что на сайте Онлайнинспекция.рф структурные подразделения или должностные лица Роструда в рамках своих полномочий выражают личное мнение по вопросам применения трудового законодательства. Такие разъяснения носят рекомендательный характер, относятся к конкретным ситуациям и не являются правовыми актами (решение Октябрьского районного суда г. Иваново от 12.02.2020 по делу № 2а-156/2020). Кроме того, как мы видим, позиция государственной инспекции труда в судах однозначна – оценка профессиональных рисков обязательна для каждой организации.

80 тыс. рублей – максимальный административный штраф, который заплатит работодатель, если не организует управление профрисками (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП)

Как избежать проблем?

Разработайте регламент для процедуры
управления профрисками и пропишите его в своем положении о СУОТ. Отсутствие в настоящее время единой утвержденной методики скорее преимущество для работодателя, чем недостаток. С одной стороны, нет точных рекомендаций к действию, с другой – полная свобода выбора. Сейчас работодатель вправе проводить управление профрисками в том виде, в каком посчитает нужным. В связи с этим есть возможность выстроить систему наиболее подходящим под специфику организации образом. Пока документа нет, руководствуйтесь требованиями Типового положения о СУОТ. Перечень возможных опасностей можно взять из пункта 35 Типового положения о СУОТ и дополнить его с учетом специфики своей организации. Выбрать удобный метод или их комбинацию поможет ГОСТ 12.0.230.4-2018 и ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011.

Заблуждение 2. «Все требования Типового положения о СУОТ соблюдать необязательно»

Аргументы работодателей

Типовое положение о СУОТ – рекомендация и исполнять его не нужно. Документ разработан в помощь организациям и содержит в себе только методологию управления рисками, а не обязательные требования. Поэтому достаточно разработать положение о СУОТ, включить в него мероприятия на свое усмотрение, а все остальные описанные в Типовом положении о СУОТ процедуры соблюдать необязательно.

Важно!
Типовое положение о СУОТ зарегистрировано в Минюсте 13.10.2016 № 44037, что подтверждает его юридическую силу

Мнение ГИТ и судов

Типовое положение о СУОТ содержит предписания работодателям, как им нужно поступать, но это не говорит о том, что исполнению этот нормативный акт не подлежит. Документ носит обязательный, а не рекомендательный характер, несмотря на его название.
Довод о том, что Типовое положение о СУОТ соблюдать не нужно, основан на неверном толковании закона. Документ разработал Минтруд с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, как того требует статья 209 Трудового кодекса. Поэтому его обязаны соблюдать все организации. Документ содержит типовую структуру и основные положения о СУОТ (решение Аскизского районного суда Республики Хакасия от 29.01.2020).

Как избежать проблем?

Организуйте управление профрисками с учетом требований Типового положения о СУОТ. Пропишите в своем положении порядок выявления опасностей, оценки уровней профрисков, составьте перечни опасностей и оцененных рисков, ознакомьте работников с результатами. Далее разработайте мероприятия, чтобы устранить или снизить уровни профрисков, и постепенно реализовывайте их (пп. 33, 34 Типового положения о СУОТ). При этом сейчас не имеет значения, какие конкретно формы документов выберите для оформления процедуры.

Заблуждение 3. «У нас нет производства, с такой спецификой оценка профрисков не нужна»

Аргументы работодателей

В Типовом положении о СУОТ указано, что работодатель разрабатывает положение и включает в него разделы с учетом специфики своей деятельности (п. 8 Типового положения о СУОТ). У нашей организации только офисные помещения, работники не трудятся на станках и технологически сложном оборудовании. Угрозы для жизни сотрудников нет, поэтому с учетом специфики нашей деятельности оценку профрисков мы проводить не обязаны.

Мнение ГИТ и судов

Управление профрисками – базовая процедура в СУОТ, поэтому она обязательна для каждой организации вне зависимости от специфики ее деятельности (п. 9.4 Методических рекомендаций, утв. приказом Роструда от 21.03.2019 № 77, далее – Приказ № 77). Поэтому предприятия любой формы собственности, размера и вида экономической деятельности должны организовать процедуру, чтобы обеспечить функционирование СУОТ. При этом они вправе использовать любые методы по своему усмотрению в зависимости от особенностей своей деятельности и сложности производственных процессов (решение Тюменского районного суда Тюменской области от 28.02.2020 № 12-42/2020(12-416/2019; решение Советского районного суда города Тамбова от 29.10.2019 по делу № 12-155/2019).

Как избежать проблем?

Идентифицируйте опасности и оценивайте уровни профрисков на всех рабочих местах, в том числе и офисных. Например, в офисе на шкафах часто хранят тяжелые коробки, которые могут упасть на сотрудников. Либо работники могут споткнуться о неубранные провода на полу, упасть и сломать что-либо. В каждом офисном помещении моют полы, а на мокрой поверхности персонал может поскользнуться и травмироваться при падении. Проанализируйте обстановку на рабочих местах, продумайте, какие опасные события могут произойти, затем разработайте корректирующие мероприятия, которые помогут избежать травм совсем или снизить их вероятность.

Заблуждение 4. «Оценка профрисков и спецоценка – одно и то же»

Аргументы работодателей

Аккредитованная организация провела на нашем предприятии спецоценку. В отчете о проведении СОУТ есть класс условий труда и перечислены физические и химические факторы, которые воздействуют на работников. Также указаны гарантии, компенсации, льготы и перечень мероприятий по улучшению условий труда. Работников с результатами спецоценки на их рабочих местах ознакомили под подпись, что еще нужно? Так как оценка профрисков по своему назначению дублирует спецоценку, значит, процедуры взаимозаменяемые. Обе процедуры проводить не нужно.

Мнение ГИТ и судов

В ходе спецоценки эксперты замеряют уровни воздействия вредных производственных факторов на рабочих местах, а оценка профрисков включает в себя анализ опасностей, которые приводят к травмам и гибели работников, что остается за пределами СОУТ. Поэтому спецоценкой управление профрисками заменить нельзя. Требования к процедуре прописали в Типовом положении о СУОТ. В документе перечислили основные этапы управления профрисками и опасности, которые работодатель должен рассмотреть исходя из специфики своей деятельности (решение Кировского районного суда города Санкт-Петербурга от 20.02.2020 по делу № 12-19/2020).

Как избежать проблем?

Используйте для оценки профрисков результаты спецоценки и производственного контроля, они помогут выявить опасности и определить уровень риска.

Во время спецоценки эксперты замеряют уровни вредных производственных факторов на рабочих местах, но не выявляют опасности. Например, у плотника, который перекладывает грузы на высоте трех метров, определяют уровень физической нагрузки, но не учитывают опасность падения с высоты или опасность поскальзывания на полу рабочей платформы. При этом, оценивая риски, учитывают не только опасные факторы, но и уровень воздействия вредных факторов. Поэтому при управлении профрисками удобно использовать результаты спецоценки в качестве одного из многих источников информации. Кроме этого, идентифицировать опасности поможет анализ статистики несчастных случаев, материалов их расследования, сведения о микротравмах и Near-miss.

Комментарий редакции

Можно ли признать отсутствие оценки профрисков малозначительным нарушением?

Скорее нет, чем да. Несвоевременная оценка профрисков может привести к аварийным ситуациям и травмированию работников. Роструд признает оценку профрисков базовой процедурой в СУОТ (п. 9.4 Приказа № 77). Поэтому при расследовании несчастных случаев инспектор ГИТ в первую очередь обратит внимание на то, выявил ли работодатель опасность, которая была реализована. Если в ходе расследования выяснят, что оценку профрисков не проводили, представители госорганов расценят это как фактор, отягощающий вину работодателя. Также комиссия по расследованию вправе признать отсутствие оценки профрисков и информирования
работников о возможных опасностях причиной несчастного случая.
На конференции Международной организации труда оценку профрисков, борьбу с профрисками и опасностями, а также развитие культуры безопасности через информирование и консультации работников назвали основополагающими принципами государственной политики в области охраны труда (ч. 3 ст. 3 Конвенции № 187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда»). В России закон обязывает работодателя принимать меры по выявлению и оценке

профрисков, в том числе информировать работников об уровнях профессиональных рисков на их рабочих местах (решение Промышленного районного суда города Смоленска от 02.03.2020 № 12-72/2020). Судебные решения подтверждают, что отсутствие оценки профрисков нельзя признать малозначительным деянием (решение Тульского областного суда от 18.12.2019 № 21-349/2019; решение Калужского районного суда Калужской области от 06.02.2020 № 12-56/2020). Однако если из-за отсутствия процедуры никто не пострадал, не было угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, судьи могут заменить штраф на предупреждение. При этом будут учитывать и другие обстоятельства, отягощающие административную ответственность, в том числе, были ли у работодателя ранее штрафы по статьям 5.27 и 5.27.1 КоАП. Учтите, что представители Минтруда, Роструда и сложившаяся судебная практика подтверждают, что управление профрисками – обязательная процедура для каждого работодателя. Поэтому рекомендуем не ждать, когда произойдет несчастный случай, а следовать требованиям Трудового кодекса и организовать на своем предприятии процедуру, руководствуясь Типовым положением о СУОТ.

Заблуждение 5. «Закон не требует информировать работников об уровне профрисков»

Аргументы работодателей

Нет закона, в котором четко бы прописали, в каком порядке нужно ознакомить работников с результатами оценки профрисков. Например, в законе о спецоценке указали, что работников нужно информировать об условиях труда на их рабочих местах в течение 30 дней, поэтому за нарушение требования инспектор ГИТ сможет оштрафовать по истечении этого периода. В случае с оценкой профрисков закон не устанавливает конкретный срок на ознакомление, значит, сообщать работникам о результатах процедуры необязательно.

Мнение ГИТ и судов

Работодатель обязан сообщить каждому работнику о существующих рисках повреждения здоровья на его рабочем месте (ст. 212, 219 ТК). Для этого нужно ознакомить работников под подпись с локальными документами, в которых отражают результаты оценки профрисков (решение Тульского областного суда от 18.12.2019 № 21-349/2019).

Как избежать проблем?

После того как проведете процедуру, разработайте карты оценки профрисков для каждого рабочего места. В ней предусмотрите поле, где работники поставят подпись об ознакомлении с результатами. Учтите, что процедура имеет цикличный характер, и если данные о рисках изменятся, работникам нужно будет об этом сообщить, например, во время внепланового инструктажа.
Сведения о профрисках также можно включать в трудовые договоры или в инструкции по охране труда. Но так как работодатель должен регулярно устранять профриски или снижать их уровень, нужно будет постоянно вносить изменения в эти документы. Чтобы избежать лишней работы, проще включить информацию о профрисках в программу проведения инструктажа.

Мнение Департамента социального развития Правительства

Обязан ли работодатель организовать управление профрисками

Вопрос: Обязана ли организация проводить идентификацию опасностей и оценку профессиональных рисков и предусмотрена ли ответственность за ее непроведение? В какие сроки проводится данная оценка?

Ответ: Да, по нашему мнению, организации следует проводить идентификацию опасностей и оценку профессиональных рисков в рамках управления охраной труда.
Порядок проведения оценки профессиональных рисков, включая сроки проведения такой оценки, определяется работодателем самостоятельно. Непроведение оценки профессиональных рисков может повлечь административную ответственность, что подтверждается судебной практикой.

Обоснование. В соответствии со статьями 209, 212 ТК работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда (комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей). Типовое положение о системе управления охраной труда, утвержденное приказом
Минтруда от 19.08.2016 № 438н (далее – Типовое положение), содержит типовую структуру системы управления охраной труда, включая перечень процедур, направленных на достижение целей работодателя в области охраны труда.
Согласно пункту 33 Типового положения, работодатель исходя из специфики своей деятельности устанавливает порядок реализации мероприятий по управлению профессиональными рисками, в том числе выявления опасностей и оценки уровня профессиональных рисков.
Пунктами 34–38 Типового положения установлены типовые решения для организации указанных процессов по управлению профессиональными рисками.

При этом согласно части 14 статьи 209 ТК, порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Однако в настоящее время он не установлен. Существует стандарт, направленный на реализацию нормы раздела X «Охрана труда» ТК. Так, при создании системы управления охраной труда рабочая группа определяет опасности и проводит оценку рисков, вытекающих из существующей или предполагаемой производственной среды и организации труда (п. 6.1.5 ГОСТ Р 12.0.007-2009. «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию», утв. приказом Ростехрегулирования от 21.04.2009 № 138-ст; далее – ГОСТ Р 12.0.007-2009). Определять опасности и оценивать риски следует постоянно (пп. 8.5.1.1, 9.4.1–9.4.2 ГОСТ Р 12.0.007-2009).
Учитывая отнесение в соответствии с трудовым законодательством вопросов обеспечения и функционирования системы управления охраной труда к исключительной компетенции работодателя, им самостоятельно определяются набор и порядок реализации мероприятий по управлению охраной труда с учетом необходимости соблюдения государственных нормативных требований охраны труда. Конкретный срок, в который необходимо произвести идентификацию опасностей и оценку профессиональных рисков, законом не определен. При этом непроведение оценки профессиональных рисков может повлечь административную ответственность по части 1 статьи 5.27.1 КоАП, что подтверждается судебной практикой (например, решением Санкт-Петербургского городского суда от 28.11.2019 № 7-2071/2019 по делу № 12-587/2019, где должностное лицо ГИТ пояснило, что несмотря на отсутствие нормативной базы, четко регламентирующей порядок расчета рисков, работодатель не освобождается от этой обязанности положениями ТК). Также организации не нужно самостоятельно производить расчет рисков, она может обратиться в специальную организацию.

П.С. Сергеев,
Департамент социального развития
Правительства Российской Федерации
23.03.2020

Роструд отвечает

Вопрос от Екатерины Ситько, главного редактора журнала
«Справочник специалиста по охране труда»:
Как и когда инспекторы ГИТ проверяют оценку профрисков?

Отвечает Егор Иванов, начальник Управления государственного надзора в сфере труда Роструда: В первую очередь оценку профрисков мы проверим при расследовании несчастных случаев. С этой целью для инспекторов разработали специальную методичку, по ней расследование начнется с изучения системы управления охраной труда и с исследования именно той опасности, которая была реализована при несчастном случае. После этого будем смотреть, проводил ли работодатель идентификацию опасности, оценку рисков и мероприятия по их снижению. Потом посмотрим внутренний контроль и другие документы. Таким образом, мы от конкретной опасности перейдем ко всем остальным процедурам. Мы нацеливаем инспекторов на то, чтобы они искали именно коренные причины несчастных случаев.
Во время плановой проверки инспектор ГИТ проверяет работодателя согласно утвержденным проверочным листам и больше того, что в них указано, он смотреть не вправе. Сейчас в проверочных листах нет управления профрисками, но ВНИИ труда при Минтруде анализирует правоприменительную практику, на основе которой впоследствии мы будем изменять их содержание. На данный момент, если нарушение выходит за рамки проверочных листов, инспектор пишет служебную записку и назначается внеплановая проверка (ст. 360 ТК). А вот во время нее мы уже не обязаны использовать проверочные листы. Это произойдет, если на плановой проверке инспектор увидит, что локальные документы не соответствуют закону, работодатель не проводит управление профрисками, а жизнь и здоровье работников под угрозой.

Вопрос от Екатерины Ситько: Работодатель обязан указывать в трудовом договоре условия труда. Значит ли это, что он должен внести в него результаты оценки профрисков?

Отвечает Егор Иванов: Работодатель обязан ознакомить сотрудников с условиями труда на рабочем месте. В первую очередь, он вносит в трудовой договор класс условий труда, который установили по результатам спецоценки. Но этого недостаточно. Условия труда – это совокупность вредных и опасных производственных факторов производственной среды и трудового процесса (ст. 209 ТК). При спецоценке оценивают влияние вредных факторов, поэтому у работодателя остается обязанность ознакомить сотрудников с опасными производственными факторами.
Мы считаем избыточным требование вносить в каждый трудовой договор весь перечень опасностей на рабочем месте, так как это значительно усложнит документооборот. Для нас важно, чтобы работника ознакомили с перечнем опасностей, которые ему угрожают. Поэтому в трудовом договоре работодателю достаточно сделать ссылку на локальный документ, в котором они указаны, например, на реестр опасностей или карту оценки рисков.

Вопрос от Екатерины Ситько: А в инструкции по охране труда нужно вносить результаты оценки профрисков?

Отвечает Егор Иванов: Работодатель обязан рассказывать сотруднику на инструктажах об условиях труда на его рабочем месте. Сведения о вредных и опасных производственных факторах часто включают в инструкции по охране труда. Но так как работодатель должен устранять риски или снижать их уровень, нужно будет постоянно вносить изменения в инструкции. Чтобы этого избежать, проще включить информацию о профрисках в программу проведения инструктажа.

Источник: Справочник специалиста по охране труда (№ 9 сентябрь 2020 года)

Вам доступна полная версия статьи:

Мы используем файлы cookie. Пользуясь настоящим веб-сайтом, Вы даете свое согласие на использование файлов cookies. Узнать подробнее
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x