Эксперт SRG-ECO подробно разобрала тему обучения в охране труда и рассказала, как выбрать учебный центр, кого и по каким программам необходимо обучить.
На бесплатном вебинаре SRG-ECO “Обучение и охрана труда: кого и чему учить?” эксперт рассказала об образовательном процессе в направлении.
Полянских Регина, ведущий специалист учебно-методического центра SRG
Основные тезисы
- Как повысить профессионализм работников посредством образовательных программ?
- Профессиональное и дополнительное образование
- Требования к учебным центрам
Получите видеозапись вебинара
Если вы не смогли зарегистрироваться на вебинар по каким-либо причинам, но хотели бы его посмотреть, оставьте свои данные в форме, и мы отправим вам запись.
Согласно Федеральному закону «Об образовании
в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (далее — Закон № 273-ФЗ) выделяются такие уровни образования, как общее, среднее профессиональное, высшее, дополнительное и профессиональное обучение.
Профессиональное обучение включает в себя три этапа:
Профессиональная подготовка, которая проводится на базе обучения в средней школе.
Профессиональная переподготовка, когда работник уже имеет среднее профессиональное или высшее образование, но хочет получить дополнительную профессию или другой разряд (например, помощник бурильщика 5-го разряда не может им стать, пока не получит профессионального образования).
Профессиональная переподготовка, когда работник уже имеет среднее профессиональное или высшее образование, но хочет получить дополнительную профессию или другой разряд (например, помощник бурильщика 5-го разряда не может им стать, пока не получит профессионального образования).
Результат обучения по рабочей профессии — присвоение какого-либо
разряда, класса или категории по определенной профессии или должности служащего. Документом, который будет это подтверждать, является свидетельство о присвоении профессии, должности служащего.
Никакой другой документ не является подтверждением того, что сотрудник обучен по рабочей профессии.
Очень часто учебные центры, колледжи, техникумы, обучая студентов параллельно и среднему профессиональному образованию, и рабочим профессиям, выдают дополнительно еще удостоверение, необходимое для того, чтобы допустить сотрудника к работе.
Свидетельство, которое сотрудник получает о присвоении профессии,
должности служащего, действует бессрочно. То есть, если человек работает по другой профессии, а через пять лет захочет поработать, например, стропальщиком, и у него есть свидетельство, он может им работать, но для этого должен получить допуск (удостоверение) к этой работе.
ВАЖНО!
Если вы обучаетесь в учебном центре, обращайте внимание на то, что комплект документов должен быть полным. Нередко учебные центры выдают либо только свидетельство, либо только удостоверение, что является нарушением и не дает права человеку работать на предприятии.
То есть не важно, на какой уровень обучения вы направляете вашего сотрудника. В результате у вас должно быть свидетельство о присвоении профессии, должности служащего и удостоверение, которое допускает работника к работе. Если свидетельство действует бессрочно, то удостоверение действует один год.
Дополнительное образование
К дополнительному профессиональному обучению относится две категории.
- Повышение квалификации. Это программа обучения для руководителей и специалистов по охране труда.
- Профессиональная переподготовка. В профпереподготовку входит курс специалиста по охране труда (программы от 250 часов).
Здесь важно знать, что дополнительное профессиональное обучение осуществляется на базе имеющегося либо среднего профессионального, либо высшего образования.
ПРИМЕР:
В строительную организацию приходит работник, у которого нет базового среднего образования (школа).
Вам необходимо обучить его по курсу повышения квалификации: например, по программе «Охрана труда для руководителей и специалистов» (от 16 часов).
Согласно законодательству обучить его на базе школы по данной программе нельзя.
ПРИМЕР:
В строительную организацию приходит работник, у которого нет базового среднего образования (школа).
Вам необходимо обучить его по курсу повышения квалификации: например, по программе «Охрана труда для руководителей и специалистов» (от 16 часов).Согласно законодательству обучить его на базе школы по данной программе нельзя.
Обратите внимание, что такого понятия, как курс целевого назначения, использующегося ранее, на данный момент уже нет, согласно Закону № 273.
Если вы готовите техническое задание на закупку образовательных услуг, учитывайте это.
При повышении квалификации человек должен получить на руки удостоверение о повышении квалификации. Форма удостоверения устанавливается образовательной организацией локально-нормативными актами.
Существует ошибочное мнение, что удостоверение о повышении квалификации действует пять лет. Ни в одном образовательном законе такой статьи нет. Есть профстандарты, в которых говорится, что рекомендуется обязательно проходить повышение квалификации с периодичностью, соответствующей конкретной профессии или конкретному специалисту, которые в принципе — разные.
ПРИМЕР:
Повышение квалификации сотрудникам, которые занимаются экологической безопасностью или обращением с отходами, требуется проходить не реже, чем раз в пять лет, а для педагогических работников повышение квалификации является обязательным, и проходить они его должны не реже, чем раз в три года.
Зачем обучать сотрудников по тому или иному направлению (рисунок 1)?
Основные программы обучения в области охраны труда
Можно выделить несколько программ обучения:
1. Охрана труда для руководителей и специалистов организации.
2. Охрана труда для работников рабочих профессий.
3. Обучение по безопасному выполнению различных видов работ (работы на высоте, работы в электроустановках и т. д.). Сейчас в связи с «регуляторной гильотиной» в новых документах, в новых правилах по выполнению работ на высоте уже не просто фигурирует обучение, а строго прописано наличие обязательной практики. То есть обучение в области охраны труда носит не только формальный характер, а завязано на практической отработке тех или иных навыков.
4. Оказание первой помощи пострадавшим на производстве. Здесь часто возникают такие противоречия, как, например, где учить первой помощи и может ли учить организация самостоятельно первой помощи, можно ли включать раздел о первой помощи в охрану труда для руководителей и специалистов. На практике встречаются разные случаи.
5. Другие программы, направленные на формирование и развитие кадрового резерва.
Требования к учебным центрам
Существуют требования законодательства к образовательным организациям, которые нужно учитывать при заключении договора с организацией, оказывающей образовательные услуги.
Например, на сегодня возрос спрос на обучение по программам «Оценка рисков и формирование системы управления профрисками». Предприятиям нужны специалисты, которые должны практически внедрять процедуры оценки рисков и выстраивать постоянно функционирующую систему.
Какие это требования?
- Наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности.
- Наличие уведомления о внесении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.
- Наличие утвержденных программ обучения.
Аккредитации может быть две (рисунок 2).
Отмечу, что для ведения образовательной деятельности требуется первый вариант аккредитации — на обучение работников в области охраны труда.
Прежде чем заключать договор, убедитесь, что в учебном центре или другой образовательной организации есть достаточное количество квалифицированных, опытных кадров.
Учебные центры согласно Закону № 273-ФЗ разрабатывают и утверждают программы самостоятельно. Об этом тоже стоит знать независимо от того, кто вы — кадровый специалист, специалист по охране труда или выполняете какую-то другую функцию в своей организации.
Самые распространенные вопросы, которые возникают у служб охраны труда
Обучающие программы учебных центров носят формальный характер. Как быть, если нас не устраивает такой подход?
Отчасти это так, но сейчас есть распространенная практика, которой вы можете воспользоваться: большинство учебных центров дают демо-доступ к курсам, прежде чем вы заключаете с ними непосредственно договор. При необходимости вы можете ознакомиться и понять, понравилась вам программа или нет, хотите ли вы транслировать ее на дальнейшее обучение в вашей организации, и потом уже прийти к какому-то определенному заключению. Рынок и конкуренция велики, многие идут на корректировку программ в зависимости от ваших пожеланий.
Новый проект постановления правительства по обучению
Что положительного есть в новом проекте Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлению Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 года № 1/29?
Наличие практического обучения, риск-ориентированный подход с точки зрения и обучения сотрудников. То есть на предприятии опытная экспертная структура — партнер по обучению вашего персонала организует риск-ориентированный подход и оценку профессиональных рисков.
На данный момент проект Порядка № 1/29 выносит обучение по курсу «Оказание первой помощи пострадавшим» за рамки программы по охране труда. На мой взгляд, это положительно отразится на обеспечении безопасности на предприятиях. Кроме того, такая структура научит сотрудников мыслить в этом же направлении.
Оказание первой помощи — одна из важнейших программ, которой нужно учить всех, не важно, специалист это, руководитель или работник рабочей профессии, потому что в жизни с этим сталкивается каждый.
Охрана труда должна быть тематической, и проект Порядка № 1/29 как раз учитывает этот важный критерий. Так, в документе уточняется, что обучение должно быть организовано с учетом специфики деятельности организации.
Надеюсь, что Порядок № 1/29 в результате будет достаточно логичным, читаемым документом, не противоречащий другим документам, к чему сейчас и стремятся при разработке этого нормативного акта.