Охрана труда и
производственная
безопасность
ПРИГЛАСИТЬ SRG НА ТЕНДЕР СВЯЗАТЬСЯ СО МНОЙ

Вопрос-Ответ

Вопрос

Обязательно ли иметь в штате специалиста по охране труда?

Ответ

Если в организации менее 50 сотрудников, функции специалиста по охране труда вправе выполнять непосредственно сам руководитель, другое уполномоченное им лицо или организация, оказывающая услуги в области охраны труда, по гражданско-правовому договору (ч. 3 ст. 217 ТК РФ).

Если у работодателя в штате более 50 человек, он обязан создать службу по охране труда или ввести должность специалиста по охране труда (ч. 1 ст. 217 ТК РФ).

Оптимальное количество работников в сфере охраны труда определяется на основании характера условий труда, тяжести и опасности производственного процесса, а также общей численности работников в соответствии с Межотраслевыми нормативами численности работников службы охраны труда в организациях.

Например:

  • в компании, где меньше 700 работников, функции по охране труда могут выполнять отдельные специалисты;
  • на предприятиях с большим количеством сотрудников функции по охране труда может выполнять бюро охраны труда (3-5 штатных единиц) или отдел охраны труда (от 6 штатных единиц) (п. 3.1.1 Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях, Письмо Минтруда РФ от 28 сентября 2017 г. N 15-2/ООГ-2693).

Для выполнения функций по охране труда рекомендуем привлекать только квалифицированных сотрудников. Мы можем помочь организовать и вести направление охраны труда в вашей организации.

Вопрос

Нужна ли служба охраны труда в организациях, не осуществляющих производственную деятельность (например, в образовательных учреждениях, торговли или здравоохранения)?

Ответ

Производственная деятельность – совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство и оказание услуг (ст. 209 ТК РФ).

Требования по охране труда едины для всех предприятий и организаций вне зависимости от формы собственности и сферы деятельности.

Вопрос стоит только в том, в какой форме будет организована охрана труда на предприятии:

  • если у вас менее 50 сотрудников, функции СОТа может выполнять руководитель, уполномоченный сотрудник или привлеченная по договору организация (ч. 3 ст. 217 ТК РФ);
  • если же работников более 50, нужно создать службу по охране труда или ввести должность специалиста по охране труда (ч. 1 ст. 217 ТК РФ).

Наши эксперты могут наладить охрану труда в вашей организации в рамках аутсорсинга по охране труда.

Вопрос

Какие предусмотрены штрафы за нарушение требований охраны труда?

Ответ

В ст. 5.27.1 КоАП РФ выделены отдельные виды нарушений требований охраны труда, каждое из которых предусматривает штрафные санкции. Кроме того, нужно отметить два важных момента:

  • ст. 4.4. КоАП РФ устанавливает, что штрафы за 2 или более совершенных правонарушений суммируются.
  • ч. 3 ст. 5.27.1 “Нарушением является допуск работника к выполнению трудовых обязанностей без обучения и проверки знаний требований охраны труда и без прохождения обязательного медицинского медосмотра”, это указывает на то, за каждого необученного работника последует штраф.

Например, обучение не прошли 5 сотрудников организации, организации придется выплатить 500 000 руб. А если в компании не прошли обучение более 10 работников, сумма штрафа будет уже больше 1 млн руб.

Можем проверить вашу организацию на соблюдение требованиям законодательства, чтобы не возникло проблем при проверках.

Вопрос

Кому не нужно проходить обучение по охране труда?

Ответ

Согласно ст. 225 ТК РФ исключений, которые позволяют не проходить обучение по охране труда, нет.

“Все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели – индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда”.

Провести обучение по обязательным программам или разработать индивидуальную программу обучения можно в Учебном центре SRG.

Вопрос

Нужно ли обучать временных сотрудников?

Ответ

Временные сотрудники работают по срочным трудовым договорам и ничем не отличаются от работников, трудящихся по бессрочным трудовым договорам. Поэтому и временные сотрудники должны пройти обучение требованиям охраны труда.

Провести обучение по обязательным программам или разработать индивидуальную программу обучения можно в Учебном центре SRG.

Вопрос

Нужно ли индивидуальному предпринимателю проходить обучение по охране труда в специализированном учебном центре?

Ответ

Обучение по охране труда необходимо, если индивидуальный предприниматель является работодателем.

Провести обучение по обязательным программам или разработать индивидуальную программу обучения можно в Учебном центре SRG.

Вопрос

Проводится ли спецоценка в ИП?

Ответ

Если у ИП нет сотрудников по трудовому договору, то нет и необходимости проводить специальную оценку условий труда.

Но при условии, если есть даже один наемный сотрудник, работодатель – в данном случае ИП (вне зависимости от системы налогообложения) – должен провести СОУТ.

Исключениями здесь являются только надомники и дистанционные работники (ст. 3 ФЗ от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Мы проводим спецоценку с 2007 года, можем провести СОУТ и в вашей организации.

Вопрос

Нужно ли проводить спецоценку рабочих мест бухгалтера, генерального директора и других офисных работников?

Ответ

Специальная оценка условий труда проводится в отношении условий труда всех работников.

Исключениями здесь являются только надомники и дистанционные работники, а также если работодатель – физлицо (без оформления ИП) и религиозная организация (ст. 3 ФЗ от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Мы проводим спецоценку с 2007 года, можем провести СОУТ и в вашей организации.

Вопрос

Необходимо ли провести внеплановую СОУТ при переводе сотрудника из одного цеха в другой без изменений трудовых функций и технологического процесса? (На первом рабочем месте спецоценку провели, а второе – новое, СОУТ не проведена).

Ответ

В данной ситуации требуется внеплановая спецоценка:

  • работник переводится в другой цех, где могут изменится условия труда и не были идентифицировать вредные и опасные факторы;
  • рабочее место в другом цехе новое и не является аналогичным первому рабочему месту.

Работодатель обязан провести внеплановую СОУТ на новом рабочем месте в течение 12 месяцев со дня перевода работника (ст. 17 ФЗ от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

В вашем случае, вы переводите работника в другой цех. Там не было идентификации вредных и опасных производственных факторов. Кроме того, речь идет о принципиально новом рабочем месте. Оно не аналогично прежнему рабочему месту сотрудника, так как находится в другом помещении, со своей системой вентиляции и кондиционирования, отопления и освещения.

Мы проводим спецоценку с 2007 года, можем провести СОУТ и в вашей организации.

Вопрос

Есть ли ответственность за непроведение специальной оценки условий труда в 2020 году?

Ответ

Действующее законодательство установило только одну статью, которая предусматривает штраф за отсутствие или нарушение порядка проведения СОУТ в 2020 году, – ч.2 ст. 5.27.1 КоАП РФ:

  • для ИП – штраф от 5 000 до 10 000 руб.;
  • для юрлиц – от 60 000 до 80 000 руб.

Если будет установлено повторное нарушение, штрафные санкции возрастут в несколько раз по ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ:

  • для ИП – штраф от 30 000 до 40 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • для юрлиц – штраф от 100 000 до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Рекомендуем своевременно провести СОУТ, чтобы избежать административного наказания.

Вопрос

Какие документы проверяет ГИТ при проверке?

Ответ

Полный перечень документации при проверках достаточно большой, с ним можно ознакомиться в Приказе Роструда от 30.12.2016 г. № 538.

Мы представим лишь основные документы по категориям:

  1. Уставные документы;
  2. Кадровые документы:

    • штатное расписание,
    • коллективные договоры
    • правила внутреннего трудового распорядка,
    • трудовые договоры с допсоглашениями,
    • документы по зарплате,
    • приходно-расходная книга по учету бланков трудовых книжек и прочие документы.
  3. Документы по охране труда:

    1. сведения о производственном травматизме,
    2. документы распорядительного характера: приказы о назначении ответственных, распределении обязанностей по охране труда, положения системы управления охраной труда – СУОТ,
    3. сведения об инструктажах и обучении руководителей,
    4. сведения о проведении спецоценки,
    5. сведения о льготах и компенсациях для сотрудников,
    6. сведения о закупке и выдаче СИЗ,
    7. сведения о прохождении медосмотров,
    8. документы по пожарной безопасности, безопасности эксплуатации зданий и сооружений.

Если у вас нет опыта ведения документооборота, мы можем в этом помочь в рамках услуг “Ведение кадрового делопроизводства” и “Аутсорсинг по охране труда”.

А также вы можете заказать экспертное сопровождение при проверке ГИТ!

Вопрос

Что такое СОУТ и как ее разработать?

Ответ

Система управления охраной труда (СУОТ) – комплекс взаимодействующих элементов по охране труда. Они определяют политику и цели в рамках направления ОТ в организациях и устанавливают процедуры для их реализации.

Обеспечить функционирование СУОТ – прямая обязанность работодателя независимо от численности штата (ст. 212 ТК РФ и Приказ Минтруда от 19 августа 2016 года № 438н)*.

Для понимания организационной составляющей, можно рассматривать СУОТ как пакет определенных документов, среди которых:

  • Положение о СУОТ (основной документ)
  • Политика компании в области охраны труда и сопутствующие документы о её соблюдении с перечнем конкретных целей и задач;
  • Положение по распределению обязанностей в области ОТ;
  • Положения о мероприятиях, направленных на достижение целей по охране труда (порядок обучения и проведения инструктажей, порядок проведения спецоценки, выдача СИЗ, прохождение медосмотров, порядок расследования НС и прочие процедуры).

Для эффективного функционирования СУОТ на первом этапе создания важно корректно разработать все документы.

Поэтому рекомендуем обратиться в экспертную организацию, оказывающую услуги по разработке и внедрению СУОТ.

*Если в компании менее 15 человек, то создается упрощенная СУОТ.

Вопрос

Кому необходим производственный контроль?

Ответ

Производственный контроль – комплекс мероприятий (лабораторных исследований и испытаний) за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований на рабочем месте при работе с оборудованием (если оно есть).

Закон № 52-ФЗ и Санитарные правила СП 1.1.1058-01 устанавливают: ПК обязателен для всех компаний (ИП – не исключение), сюда же относится и разработка программы производственного контроля (ППК).

Для некоторых исследований нужен комплекс лабораторных измерений, а их могут проводить только аккредитованные лаборатории.

Во избежание рисков рекомендуем обращаться к услугам специализированных организаций, которые имеют в своей структуре официальную лабораторию.

Узнайте больше о ПК и закажите бесплатную консультацию.