В рамках бесплатного вебинара руководитель отдела оценки условий труда SRG-ECO Панин Константин рассказал обо всех изменениях десятого раздела Трудового кодекса РФ, который посвящен охране труда.
Панин Константин
- руководитель отдела оценки условий труда SRG-ECO;
- разработчик методических программ;
- лектор РАНХиГС при Президенте РФ.
Основные тезисы:
- Общие изменения в ТК РФ
- Нововведения в разделе X ТК РФ “Охрана труда”
- Общий перечень изменений
- Что необходимо сделать сейчас?
- Ответы на частые вопросы
С 1 марта 2022 года вступает в силу Федеральный закон от 02.07.2021 № 311-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», который вносит поправки в раздел X, касающийся охраны труда. Таким образом, уже со следующего года все вопросы по охране труда необходимо решать с учетом новых требований, которые, в свою очередь, обязательны для исполнениями всеми работодателями и индивидуальными предпринимателями (ИП).
Сразу стоит отметить, что обновленная редакция десятого раздела концептуально меняет подход в области организации охраны труда на предприятиях. Нововведения призваны стимулировать работодателей создавать безопасные условия труда для сотрудников.
В целом, поправок очень много: будут скорректированы формулировки, изменены статьи и главы, а также добавлены новые. Какие-то изменения носят чисто технический характер, в то время как другие — более глубинный и влекут за собой разработку новых подзаконных актов.
Получите видеозапись вебинара
Если вы не смогли зарегистрироваться на вебинар по каким-либо причинам, но хотели бы его посмотреть, оставьте свои данные в форме, и мы отправим вам запись.
Общие изменения в ТК РФ
Помимо изменений в разделе, посвященному охране труда, есть несколько правок и в других разделах.
Важно подчеркнуть, что у работодателя появится ряд новых прав, а именно:
- самостоятельно проводить оценку соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (самообследование) — ТК РФ Статья 22. “Основные права и обязанности работодателя”.
- отстранить от работы (не допускать к работе) работника не применяющего выданные ему в установленном порядке средства индивидуальной защиты (СИЗ), применение которых является обязательным при выполнении работ с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях — ТК РФ Статья 76. “Отстранение от работы”. Так, если работник не применяет назначенные ему средства индивидуальной защиты, то это будет зафиксировано как неоплачиваемый простой.
Кроме того, в статье 185 ТК РФ “Гарантии работникам, направляемым на медицинский осмотр” поменялась формулировка. Теперь на время прохождения медицинского осмотра и (или) обязательного психиатрического освидетельствования за работниками сохраняются место работы (должность) и средний заработок по месту работы. В действующей редакции сохранению подлежит только средний заработок. В нововведении конкретизировали, что и должность должна быть сохранена за работником.
Нововведения в разделе X ТК РФ “Охрана труда”
Переходим к подробному разбору изменений разделе, посвященному охране труда. Еще раз отметим, что меняется структура раздела: стало на 1 главу и 9 статей больше — вместо 29 статей, будет 38.
1.Скорректирована статья 209 ТК РФ “Основные понятия”.
- Уточнены понятия: вредный производственный фактор; опасный производственный фактор; СИЗ; профессиональный риск; управление профессиональными рисками.
- Внесены понятия: опасность; средства коллективной защиты.
2. В частности, глава 33 ТК РФ расширена новой статьей 209.1,которая закрепила основные принципы обеспечения безопасности труда, среди которых:
- предупреждение и профилактика опасностей, который подразумевает, что работодатель систематически должен реализовывать мероприятия по улучшению условий труда включая ликвидацию или снижение уровней профессиональных рисков или недопущение повышения их уровней);
- минимизация повреждения здоровья работников, то есть у работодателя должны быть предусмотрены меры, обеспечивающие постоянную готовность к локализации (минимизации) и ликвидации последствий реализации профессиональных рисков.
3. В статью 210 ТК РФ “Основные направления государственной политики в области охраны труда” в качестве основных направлений добавлены:
- предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
- формирование основ для оценки и управления профессиональными рисками;
- разработка мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
- создание условий для формирования здорового образа жизни работников;
- обеспечение социальной защиты работников посредством обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и экономической заинтересованности работодателей в снижении профессиональных рисков.
Здесь особо важно отметить выделение направления по оценке и управления профессиональными рисками в отдельное направление государственной политики в области охраны труда.
Это говорит о том, что основной акцент деятельности смещается именно в пользу профилактики и обеспечения безопасности на рабочем месте. Расширена и самостоятельность работодателей, а работники более плотно вовлечены в управление охраной труда.
4. Глава 34 переименована в “Государственное управление охраной труда и требования охраны труда”.
5. Стали разграничены полномочия Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда:
- ТК РФ Статья 211. Государственное управление охраной труда
- ТК РФ Статья 211.1. Полномочия Правительства Российской Федерации в области охраны труда
- ТК РФ 211.2. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области охраны труда
- ТК РФ Статья 211.3. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.
6. В статье 212 ТК РФ “Государственные нормативные требования охраны труда и национальные стандарты безопасности труда” уточнены нормативно-правовые акты (НПА), содержащие государственные нормативные требования охраны труда, а именно:
- Федеральные законы;
- Законы субъектов РФ;
- Постановления правительства;
- НПА, утверждаемые Министерством труда и социальной защиты РФ, в том числе правила по охране труда, единые типовые нормы бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты;
- НПА органов исполнительной власти субъектов РФ.
Отмечается, что национальные стандарты безопасности труда разрабатываются и утверждаются в целях содействия соблюдению правил по охране труда.
7. В статье 213 ТК РФ “Государственная экспертиза условий труда” уточнены основания для проведения государственной экспертизы условий труда, к ним отнесли:
- определения судебных органов;
- обращения органов исполнительной власти;
- комиссий по расследованию несчастных случаев;
- работодателей, объединений работодателей;
- работников;
- профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов (при наличии таких представительных органов),
- государственных внебюджетных фондов Российской Федерации,
- организаций, проводящих специальную оценку условий труда.
8. Введена новая статья 213.1 ТК РФ “Соответствие зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов и материалов государственным нормативным требованиям охраны труда”, которой устанавливается:
- запрет на применение вредных и (или) опасных веществ, материалов, продукции, товаров, токсикологическая (санитарно-гигиеническая, медико-биологическая) оценка которых не проводилась.
- обязанность работодателя разрабатывать меры по сохранению жизни и здоровья работников до начала использования указанных веществ в случае использования новых или ранее не применявшихся у работодателя вредных и (или) опасных веществ.
9. Глава 35 переименована в “Права и обязанности работодателя и работника в области охраны труда”, в нее вошли восемь статей.
10. В статью 214 ТК РФ “Обязанности работодателя в области охраны труда” добавлены обязанности, согласно которым работодатель обязан обеспечить:
- систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку;
- разработку мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценку уровня профессиональных рисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест;
- реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
- разработку и утверждение локальных нормативных актов по охране труда с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии такого представительного органа);
- ведение реестра (перечня) нормативных правовых актов (в том числе с использованием электронных вычислительных машин и баз данных), содержащих требования охраны труда, в соответствии со спецификой своей деятельности, а также доступ работников к актуальным редакциям таких нормативных правовых актов;
- при производстве работ (оказании услуг) на территории, находящейся под контролем другого работодателя (иного лица), работодатель, осуществляющий производство работ (оказание услуг), обязан перед началом производства работ (оказания услуг) согласовать с другим работодателем (иным лицом) мероприятия по предотвращению случаев повреждения здоровья работников, в том числе работников сторонних организаций, производящих работы (оказывающих услуги) на данной территории.
Кроме того, будет необходимо информировать работников и об использовании приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающих дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию процессов производства работ, в целях контроля за безопасностью производства работ. По действующему законодательству предоставлять сведения необходимо об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующих проф. рисках и их уровнях, защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, гарантиях и компенсациях, а также о положенных СИЗ.
11. Добавлена новая статья 214.1 ТК РФ “Запрет на работу в опасных условиях труда”, согласно которой работодатель обязан приостановить работы на рабочих местах в случаях, если условия труда на таких рабочих местах по результатам специальной оценки условий труда отнесены к опасному классу условий труда (4 класс).
При этом, приостановить работы необходимо до устранения оснований, послуживших установлению опасного класса условий труда. Устранение оснований осуществляется на основе плана мероприятий, который разрабатывает работодатель с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии такого представительного органа). Копия утвержденного работодателем плана мероприятий направляется работодателем в государственную инспекцию труда (ГИТ) по месту нахождения работодателя.
Возобновление деятельности на рабочих местах допускается только по результатам внеплановой специальной оценки условий труда, подтверждающей снижение класса условий труда.
Отмечается, что установленный настоящей статьей запрет не распространяется на работы, связанные с предотвращением или устранением последствий чрезвычайных ситуаций. Полный перечень работ, на который не действует данное требование, будет утвержден Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
12. Дополнена статья 214.2 ТК РФ “Права работодателя в области охраны труда”.
Так, работодатель имеет право:
- использовать в целях контроля за безопасностью производства работ приборы, устройства, оборудование, обеспечивающие дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию процессов производства работ, обеспечивать хранение полученной информации;
- вести электронный документооборот в области охраны труда;
- предоставлять дистанционный доступ к наблюдению за безопасным производством работ, а также к базам электронных документов работодателя в области охраны труда государственным инспекциям труда в субъектах Российской Федерации.
Важно отметить, что данные меры не носят обязательный характер.
13. ТК РФ Статья 216.2. “Право работника на получение информации об условиях и охране труда” уточняет в связи с вышеупомянутыми корректировками, что работник получает дополнительное право на получение информации об использовании приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающих дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию процессов производства работ, в целях контроля за безопасностью производства работ.
Формы (способы) и рекомендации по размещению работодателем информационных материалов в целях информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда, а также примерный перечень таких информационных материалов утверждается Министерством труда и социальной защиты.
14. Дана более четкая формулировка статьи 217 ТК РФ “Система управления охраной труда”, в которой определено, что работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда. Примерное положение о системе управления охраной труда утверждается Министерством труда и социальной защиты.
15. Глава 36 переименована в “Управление охраной труда”, в нее вошли восемь статей.
16. Введена новая статья ТК РФ Статья 218. “Профессиональные риски”. В ней установлено, что работодателем должны проводиться системные мероприятия по управлению профессиональными рисками на рабочих местах, связанные с выявлением опасностей, оценкой и снижением уровней профессиональных рисков.
Выявление опасностей осуществляется путем обнаружения, распознавания и описания опасностей, включая их источники, условия возникновения и потенциальные последствия при управлении профессиональными рисками.
Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков, по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей утверждаются Министерством труда и социальной защиты РФ.
17. Уточнена статья 221 ТК РФ “Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты”, а именно, что нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств работникам устанавливаются работодателем в том числе и на основании единых Типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств с учетом результатов специальной оценки условий труда, результатов оценки профессиональных рисков.
18. В статье 224. “Комитеты (комиссии) по охране труда” расширены задачи комитетов по охране труда:
- участие в разработке локальных нормативных актов работодателя по охране труда;
- участие в проведении специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;
- участие в оценке профессиональных рисков.
Комитет (комиссия) по охране труда является составным элементом системы управления охраной труда у работодателя, а также одной из форм участия работников в управлении охраной труда. Работа комитета (комиссии) по охране труда строится на принципах социального партнерства.
19. Новая статья ТК РФ Статья 226. “Микроповреждения (микротравмы)” раскрывает понятие “микротравмы”.
К микротравмам (микро повреждениям) относят:
- ссадины;
- кровоподтеки;
- ушибы мягких тканей;
- поверхностные раны и другие повреждения, полученные работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя, при исполнении ими трудовых обязанностей не повлекшие расстройства здоровья или наступление временной нетрудоспособности.
Работодатель самостоятельно осуществляет учет и рассмотрение обстоятельств и причин, приведших к возникновению микроповреждений работников.
Основанием для регистрации микроповреждения (микротравмы) работника и рассмотрения обстоятельств и причин, приведших к его возникновению, является обращение пострадавшего к своему непосредственному или вышестоящему руководителю, работодателю или его представителю
Рекомендации по учету микротравм будут разработаны Минтрудом РФ, проект уже опубликован и находится на стадии общественного обсуждения.
Общий перечень изменений
Подводя итоги, ключевыми изменения, которые ожидают сферу охраны труда в 2022 году, являются:
- Самообследование;
- Обозначены принципы обеспечения безопасности труда;
- Управление профессиональными рисками на рабочих местах;
- Электронный документооборот в области охраны труда;
- Запрет на работу в опасных условиях труда;
- Регистрация микротравм, рассмотрение обстоятельств и причин, приведших к возникновению микротравм работников;
- Единые типовые нормы бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты;
- Использование приборов, устройств, оборудования, обеспечивающих дистанционную видео-, аудио- фиксацию процессов производства работ;
- Предоставление дистанционного доступа к наблюдению за безопасным производством работ, а также к базам электронных документов в области охраны труда государственным инспекциям труда в субъектах Российской Федерации.
Что необходимо сделать сейчас?
На данном этапе рекомендуем провести оценку проф. рисков, потому что ГИТ уже начала штрафовать организации за отсутствие Положение об управлении профессиональными рисками.
Кроме того, чтобы подготовиться к масштабным изменениям и минимизировать трудности, можно постепенно внедрять нововведения в культуру безопасности предприятия, а именно:
- уменьшать количество рабочих мест с опасными условиями труда, например, с помощью приобретения более безопасного оборудования, внедрения современных технологий на предприятии;
- постепенно вводить учет и регистрацию микротравм, чтобы донести до работников важность идентификации опасностей даже самых незначительных для минимизации возникновения более серьезных происшествий.
Вы можете обратиться к экспертам SRG-ECO за бесплатной консультацией о проведении оценки профессиональных рисков и других услугах в области охраны труда:
- +7 (495) 260-11-47
- info@srg-eco.ru
Ответы на частые вопросы
Оценка рисков будет проводиться как спецоценка?
Важно разграничивать эти процедуры, потому что они кардинально разные.
Специальная оценка условий труда (СОУТ) имеет шаблонную структуру: проведение замеров, выявление вредных и/или опасных факторы, определение гарантий и компенсаций, и все это один раз в пять лет.
В то время как оценка профессиональных рисков — процесс системный и беспрерывный, так как идентификация опасности требует постоянной работы.
Как часто работодатель должен оценивать риски?
Работодатель сам будет определять периодичность проведения оценки проф. рисков: все будет зависеть от выбранной методики и специфики деятельность предприятия.
Кроме того, стоит отметить, что системность подразумевает проведение оценки не только работодателем и экспертами, но и выявления опасностей самими работниками. Таким образом, получается “живая” система, которая включает себя всестороннюю масштабную работу.
Оценку будут проводить аккредитованные организации?
На данный момент об аккредитации речи не ведется.
Оценка профессиональных рисков будет проводиться силами работодателя, однако не воспрещается прибегать к помощи услуг профильных организаций.
Какие изменения внесены в процесс обучения по охране труда?
Именно в Трудовом Кодексе РФ принципиальных изменений, касающихся обучения по охране труда, нет.
Однако с 1 марта 2022 года запланировано вступление в силу новой редакции Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (Постановление Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 1/29, Министерства образования Российской Федерации № 29 от 13 января 2003 г.), который содержит ряд нововведений.